ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Происходящая вследствие роста антропогенной нагрузки трансформация землепользования и наземного покрова является одним из наиболее важных факторов глобальных изменений окружающей среды. Многочисленные исследования по данной тематике выполнены в глобальных, континентальных, страновых масштабах, а также для отдельных регионов и городов. Значительно реже динамика наземного покрова и обусловленные ею процессы изучаются в природно-зональных границах. В то же время именно такой подход позволяет определить направленность геоэкологических процессов, обусловленных изменениями землепользования, на зональном уровне. В связи с этим цель статьи – определение значимых направлений трансформации наземного покрова на глобальном уровне за тридцатилетний период (1992–2020) в границах экологических зон. В качестве источника использованы геопространственные данные «Инициативы по изменению климата» Европейского космического агентства ESA CCI LC. Исследование включало несколько этапов: 1) инвентаризацию и картографирование ареалов изменений и типов переходов между разными категориями наземного покрова за 1992–2020 гг. для 20 экологических зон (база данных включает 11 тыс. ареалов, охарактеризованных по семи параметрам: тип перехода, кодировка процесса, исходный и конечный тип наземного покрова, количество ячеек, количество ареалов, площадь ареала); 2) группировку выявленных 867 типов переходов по процессам трансформации и анализ проявления процессов в каждой из экологических зон; 3) оценку направленности выявленных изменений и их возможных геоэкологических последствий. В результате определены основные геоэкологические процессы трансформации наземного покрова, установлена их зональная специфика, в том числе различия их проявления в лесных и безлесных зонах, в пределах горных систем различных поясов. Установлено, что около 17% территорий с измененным наземным покровом характеризуются снижением или утратой биологической продуктивности, которые являются следствием опустынивания и обезлесивания земель, на 21% территорий произошло расширение площади антропогенно модифицированных и техногенных ландшафтов. Около трети всех изменений характеризуются процессами экореабилитации и восстановления экологического потенциала земель. Выявленные ареалы изменений могут рассматриваться как стадии динамичной перестройки природно-антропогенных систем и изменения их экосистемных функций, требующих более детального изучения.
В статье проведен полимасштабный анализ факторов динамики выбросов в атмосферу от автотранспорта Москвы за 2014–2023 гг. Выявлено, что в 2000-е гг. на фоне роста автомобилизации происходило сокращение загрязнения за счет улучшения качества автомобильного парка и топлива. В 2010-е гг. основными факторами динамики объема выбросов и его территориальных пропорций становятся изменение плотности и топологии транспортной сети, активно развивающийся общественный транспорт как следствие эффективной городской транспортной политики. Планировочная структура города до начала рассматриваемого периода обусловливала низкую связность сети, избыточный пробег и повышенное загрязнение отдельных районов города на фоне быстро меняющегося автопарка столицы. Исследование показало, что в последние годы, напротив, количество автомобилей и структура парка стали консервативным фактором, а стратегии развития города сосредоточились на строительстве и реконструкции дорог, усилении связности сети. Расчет объемов выбросов от отдельных участков дорожной сети в муниципальном районе Очаково-Матвеевское на основе данных об интенсивности и структуре транспортных потоков за 2014–2023 гг. показал, что снижение выбросов достигается только для легких грузовиков на бензине и тяжелых грузовиков на дизеле. Основным трендом последних лет стало усиление равномерности загрязнения от автотранспорта. Программы строительства нового жилья и масштабные проекты трансформации районов Москвы приводят к увеличению связности города и одновременно к выравниванию плотности автотранспортного загрязнения. Баланс этих факторов меняется во времени (если в начале постсоветского периода основными были унаследованные факторы, то в последние годы – это в основном позитивные трансформационные) и в пространстве: промзоны сохранились только на периферии города, а железнодорожные вокзалы выносятся туда, где меняющаяся топология сети не только увеличила связанность, но и создала эффект вакуума в центре.
МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье на примере Калининградской области рассматривается структура и причины исходящей миграции населения после 2022 г. с использованием данных опроса жителей региона об индивидуальном миграционном опыте и о миграционном опыте ближайшего окружения, проведенного весной 2024 г. Выявлено, что высокая миграционная подвижность местного населения, а также существенная доля новоселов, в частности, обусловили высокую частоту встречаемости переезда за пределы региона среди взрослого населения: каждый пятый совершеннолетний житель имеет среди знакомых хотя быть одну семью, покинувшую регион в 2022–2023 гг. Вероятно, имеет место также транзитная миграция через территорию региона. Выезд калининградцев за рубеж был обусловлен главным образом факторами безопасности, политическими мотивами, но также и стремлением улучшить экономические условия проживания (при переезде в страны дальнего зарубежья). Важнейшую роль сыграли социальные миграционные связи. Мотивация переезда в другой регион России оказалась связана прежде всего с поиском более высокооплачиваемой работы и лучших возможностей для самореализации, финансовым благополучием. При этом переезд за рубеж затронул преимущественно жителей 25–44 лет с высшим образованием, занятых в сфере информационных технологий, строительства и промышленности, торговли и услуг, в том числе работающих в качестве предпринимателей и самозанятых. Другой регион России выбирали представители разных возрастных групп, в том числе 45–55 и 18–24 лет, со средним профессиональным или высшим образованием, занятые в бюджетной сфере, торговле и услугах, строительстве, промышленности, а также учащиеся и студенты. Исследование показало, что активизация миграционного потенциала в Калининградской области в кризисных ситуациях происходит по линии миграционных связей и вследствие накопленного опыта мобильности и более низкой шокоустойчивости региона по причине высокой импортозависимости его экономики (что усугубляет проблему разрыва в уровне социально-экономического развития с другими территориями), что актуально как для внутристрановых, так и международных перемещений.
Возобновляемая энергетика является одной из важных тем в современном дискурсе. Однако, не смотря на большое количество недостатков, можно отметить активный рост как доли, так и суммарной выработки электроэнергии с использованием возобновляемых источников (ВИЭ) во многих странах и регионах мира. Российская Федерация не отличается высокими показателями в упомянутой сфере энергетики, особенно если речь идет о ветровых и солнечных электростанциях. В то же время ВИЭ могут стать важным подспорьем в реализации концепции энергетической безопасности РФ. Одним из регионов страны, где вопрос энергетики стоит особенно остро, является Дальний Восток. В особенности стоит отметить нарастающие проблемы с энергодефицитом региона, который может создать как проблемы с внутренним потреблением, так и затронуть экспортную составляющую. Кроме того, на Дальний Восток приходится более 60% выброса загрязняющих веществ с ТЭС от суммарных показателей страны. Вопрос о развитии ВИЭ в парадигме энергетической безопасности поднимается регулярно, к примеру существуют планы по использованию ВИЭ для последующего производства «зеленого» водорода. Одним из документов, отражающих подобные планы, является «Концепция развития водородной энергетики РФ», в которой, в свою очередь, заявлено создание как минимум трех кластеров по производству «зеленого» водорода. Одним из подобных кластеров является Восточный. Учитывая текущую геополитическую обстановку, а также постепенную переориентацию российской торговли на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), именно Восточный кластер может сыграть ключевую роль в формировании энергетической безопасности страны в будущем. В данной статье предпринята попытка расчета потенциала территорий Дальневосточного федерального округа (ДФО) РФ к развитию солнечной энергетики, выраженная в поиске возможных локаций для внедрения соответствующих технологических решений. Основой для вычислений послужил метод анализа иерархий вкупе с использованием комплекса нечеткой и булевой логик. Отобраны необходимые критерии оценки, произведен расчет матрицы попарного сравнения. С использованием инструментария нечеткой логики произведен перевод абсолютных пространственных значений критериев в относительные. Учтены некоторые ограничительные факторы. Произведен статистический анализ с целью выявления административно-территориальных единиц (АТЕ), обладающих наиболее высокими показателями, рассчитанными согласно использованной методике. Произведена оценка площади территории, пригодной для внедрения соответствующих технологий.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье предлагается исторический обзор исследований рельефа и геологического строения территории города Москвы с оценкой современного состояния их изученности. Выделены этапы этих исследований, которые коррелируют с этапами роста площади столицы. При этом каждый из выделяемых этапов являл собой не только расширение территории геолого-геоморфологических исследований, но и применение все более новых технологий для изучения все более широкого спектра вопросов строения и истории развития рельефа. В последние два десятилетия на этапе освоения территории Новой Москвы наибольший вклад в исследование рельефа и геоморфологических процессов вносят коллективы лаборатории геоморфологии Института географии РАН и кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Проанализированы эколого-географическая дифференциация и динамика осенней миграции воробьеобразных на плато Путорана. Обследованы восемь пунктов в западной и центрально-осевой частях региона. Использован метод маршрутного учета. Все зарегистрированные виды (n = 42) летят по узкой прибрежно-опушечной полосе вдоль берегов крупных рек или озер в южном, юго-западном и западном направлениях. Плотность населения птиц 239–643, в среднем (n = 8) – 440 ос./км². Максимальна она на юге Путорана, меньше в срединной части региона и минимальна на севере плато. В пунктах многодневных наблюдений в дни наиболее интенсивного пролета плотность населения составляла 420–796, в среднем (n = 2) – 608 ос./км². У большинства видов средняя продолжительность всего осеннего пролета 20–26 сут., основного – 7–12 сут. Конфигурация осеннего пролета представляет собой комбинацию четырех волн с четырьмя хорошо выраженными максимумами. Наиболее мощные всплески миграционной активности сопряжены с понижением температуры воздуха. Основная часть особей разных видов одного рода или семейства обычно пролетает в разные дни. Среди мигрантов численно доминируют пеночка-таловка, чечетка, овсянка-крошка.
В статье рассматриваются характеристики гололедно-изморозевых отложений на территории Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), полученные по данным основных срочных наблюдений на 109 метеорологических станциях за период с 1966 по 2022 г. Показано, что чаще всего на территории АЗРФ наблюдается кристаллическая изморозь. Наибольшая повторяемость гололеда отмечается на побережьях северных и дальневосточных морей, а мокрого снега – на европейской части АЗРФ. В среднем по АЗРФ наблюдается отрицательный тренд числа дней с явлениями погоды, потенциально приводящими к опасным гололедно-изморозевым отложениям. При этом в атлантической области арктического пояса величина тренда составляет –3,51 дней за 10 лет, в атлантико-арктической области умеренного пояса 0,68 дней за 10 лет. Наибольшая средняя годовая продолжительность периода с об разованием гололедно-изморозевых отложений отмечается у мокрого снега (149 cуток) и кристаллической изморози (172 суток). Во внутриарктической климатической области средняя продолжительность периода с гололедом достигает 86 дней в год, а максимальная – 248 дней. В период с 1966 по 2022 г. наблюдалась значимая тенденция уменьшения продолжительности периода с образованием гололеда и кристаллической изморози, в некоторых климатических областях более чем на 20 дней за 10 лет. Средняя годовая продолжительность периода с образованием зернистой изморози увеличивалась на всей территории АЗРФ в среднем на 9 дней за 10 лет.
По результатам комплексных геолого-геофизических работ, выполнявшихся в ходе 38, 52, 56-го рейсов НИС «Академик Николай Страхов» и 51-го рейса НИС «Академик Борис Петров», проведено исследование флюидогенного рельефа на пяти полигонах в юго-восточной части шельфа Баренцева моря. На цифровых моделях рельефа дна, полученных в результате многолучевой батиметрической съемки, выявлено 2218 покмарок, диаметр которых изменяется в широких пределах – от первых десятков метров до 250 м, а глубина – от 0,2 до 7,8 м. Выполнен морфометрический анализ: проанализирована связь площади, глубины и формы поперечного профиля покмарок с физико-географическими условиями (тектоническое строение, литология четвертичных отложений, фоновый рельеф, гидрологические условия). В распространении покмарок и других проявлений дегазации прослеживается приуроченность к разломной сети, где тектонические нарушения выступают путями подъема флюидов на поверхность из газонасыщенных отложений преимущественно мезозойского возраста, что доказывает глубинное происхождение флюидов. Тектоническая структура территории также находит свое отражение во взаимном расположении покмарок внутри полигонов: очаги повышенной плотности расположения форм отмечаются вблизи разломных зон и в понижениях, имеющих, вероятно, тектоническое происхождение. Установлено, что морфология покмарок определяется в первую очередь литологическим составом приповерхностных четвертичных отложений. Крупные формы с корыто и U-образным профилем чаще встречаются в районах распространения супесчаных и песчаных отложений, мелкие формы с V-образным поперечным профилем приурочены к ареалам распространения более плотных глинистых отложений. Высказано предположение, что наиболее глубокие покмарки встречаются на участках, которые в недавнем прошлом были покрыты ледниковыми покровами, что может быть связано с активизацией дегазации после снятия ледниковой нагрузки. Значительное влияние на изменение морфологии покмарок оказывают современные экзогенные субаквальные процессы. Под воздействием склоновых процессов происходит усложнение поперечного профиля покмарок, проявляющееся в виде асимметрии и микроступенчатости, а влияние придонных течений приводит к удлинению форм.
Для России характерен высокий уровень централизации пассажирских перевозок в Московском авиационном узле. Это связано с концентрацией здесь транзитных корреспонденций между региональными аэропортами. Разгрузка главного авиаузла России возможна за счет развития региональных авиахабов. Гипертрофия Московского авиационного узла обусловлена также распадом единой авиационной сети СССР, рудиментом которой является авиационная сеть Российской Федерации. Разъединение означало выход системы авиаузлов из состояния равновесия – свойства системы поддерживать свои параметры путем саморегуляции. Сейчас наблюдается восстановление равновесия в новых государственных границах. Целесообразно развивать авиахабы на базе крупнейших аэропортов, которые своим устойчивым положением в иерархии авиаузлов обеспечивают равновесие всей системы. Равновесие в системе авиаузлов описывается правилом «ранг – размер». Для проверки соответствия правилу гипертрофированной системы авиаузлов России применяется математическая модель Ю.В. Медведкова. Она позволяет оценить соразмерность Московского авиационного узла всей системе (коэффициент первенства), меру контрастов между авиаузлами и определить степень отклонения от их распределения в соответствии с правилом «ранг – размер». Правило впервые апробировано на примере иерархии крупнейших аэропортов, что обусловлено методологией подхода. Исследование базируется на данных о ежегодном пассажирообороте 30 крупнейших аэропортов России в 2013–2023 гг. и об отправках пассажиров из 30 крупнейших аэропортов СССР в 1960–1981 гг. Анализ показывает, что система авиаузлов России в 2013–2023 гг. приближается к распределению в соответствии с правилом «ранг – размер»: наблюдается тенденция к снижению коэффициента первенства Московского авиационного узла и децентрализации. Изменения происходят главным образом за счет роста пассажирооборота узлов верхнего сегмента иерархии. Ключевыми факторами устойчивости авиаузлов в иерархии являются специализация территории и транспортно-географическое положение. Система авиаузлов СССР в 1960–1981 гг. более полицентрична и менее контрастна. Сходство значений коэффициента первенства Московского авиационного узла в 2020–2023 гг. и в советский период, сопоставление тенденций в развитии систем авиаузлов позволяют предположить, что ослабление между народных связей Москвы способствовало укреплению связей между следующими в иерархии авиаузлами. Таким образом, формирование региональных авиахабов на базе крупнейших аэропортов России соответствует тенденции развития авиатранспортной системы.
Цель статьи – определение динамики территориальной подвижности постоянного населения малого города и сельской местности в Нечерноземье за два последних десятилетия на примере Кашинского района Тверской области. Под территориальной подвижностью понимается интенсивность возвратных перемещений людей по различным направлениям. Информационной основой исследования стало массовое анкетирование постоянных жителей Кашинского района в 2001 и 2024 гг. (выборка за каждый год составила более 1% всего совершеннолетнего населения района). За два десятилетия население района стало более подвижным, что является, скорее, типичной чертой для российского общества. Если в 2001 г. относительное большинство жителей вовсе не участвовало в возвратных миграциях в региональный центр и в Москву, то спустя два десятилетия жители чаще всего посещают региональный центр раз в несколько месяцев, Москву – реже раза в год. Усилилось разнообразие поездок по целям и направлениям: в несколько раз увеличилось участие населения в поездках с рекреационными целями. Усилился разрыв между горожанами и сельчанами в территориальной подвижности в направлении Москвы и других регионов России – горожане становятся более подвижными относительно сельских жителей. К числу факторов, влияющих на территориальную подвижность, можно отнести пол, возраст, уровень дохода и место рождения человека. Мужчины более мобильны, чем женщины. В возрастной структуре наиболее мобильно молодое трудоспособное население от 18 до 34 лет. Территориальная подвижность в целом имеет прямую зависимость с субъективно оцениваемым уровнем дохода. Приезжие более мобильны, чем уроженцы района. Несмотря на рост мобильности, выдвинута гипотеза, что выраженные в долгосрочных возвратных перемещениях людей социальные взаимосвязи между сельской местностью Нечерноземья и крупными городами постепенно ослабевают.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Статья посвящена урбанизированности малых территорий. Под урбанизированностью понимается уровень, или степень, развития процесса урбанизации, достигнутый в пределах конкретной территории к определенному моменту. Рассматривается территория 16 нестоличных областей Центральной России, входящих в состав Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов. В качестве единиц наблюдения рассматриваются муниципальные образования первого уровня – муниципальные районы и округа, именуемые в работе низовыми районами. Общее количество этих районов – 383. Предложена методика оценки урбанизированности территории, основанная на сопряженном рассмотрении трех параметров: величина (людность) центра низового района, доступность крупных центров предоставления услуг в пределах района, концентрация населения. Для измерения доступности центров предложен показатель – приведенный (условный) радиус территории района. Концентрация характеризуется плотностью сельского населения. По сочетанию этих показателей выделено 7 классов низовых районов с различной степенью урбанизированности. Проанализировано распространение разных классов низовых районов и их представленность в регионах Центральной России, а также сопряженность параметров урбанизированности. В соответствии с определяющими ее факторами выделено четыре типа урбанизированности низовых районов: комплексная, «от центра», «от района» и неопределенная.
Получены первые данные о содержании фтора в водах Баренцева моря. По результатам прямых потенциометрических измерений концентрация фтора находится в диапазоне 1,14–1,29 мг/кг, увеличиваясь с ростом хлорности (солености). Среднее значение массового отношения F/Cl составляет (6,58 ± 0,02) 10−5 для поверхностного распресненного слоя с хлорностью 19‰ и (6,63 ± 0,04) 10−5 для основной водной толщи с хлорностью >19‰. Величина отношения F/Cl в водах Баренцева моря близко соответствует таковой для акватории Мирового океана, в том числе Северной Атлантики.