ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
В статье обсуждается сущность сельской местности (СМ). Показано, что в географических исследованиях СМ может рассматриваться в нескольких качествах: как культурный ландшафт, как среда обитания сельского населения, как социально-географическое пространство, формируемое сельскими жителями в процессе своей жизнедеятельности. Исходным предлагается считать представление о СМ как о культурном ландшафте. По мнению автора, своеобразие сельской местности определяется сочетанием ее природной основы, в той или иной степени измененной человеком, и наложенной на нее центрпериферийной структуры расселения и хозяйства. Отмечена физиономичность СМ, т. е. визуальная узнаваемость и различимость. Названы слагающие СМ компоненты (слои) и элементарные объекты, из которых она состоит. Подчеркнута особая роль расселения. Изложен авторский подход к географической типологии СМ, основанный на совмещении разработанной С.А. Ковалевым зональной типологии сельского расселения и представлений об «идеальных» типах («архетипах») СМ, связанных с выполняемыми ею функциями. В результате наложения архетипов на зональные типы расселения образуются географические типы СМ. Для трех основных зональных типов сельского расселения России показана представленность географических типов СМ.
МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Впервые дается анализ условий формирования пойменно-русловых разветвлений, обоснование и критерии их выделения как структурного уровня русловых процессов, их связь с водоносностью рек, русловым режимом, затопляемостью пойм во время половодий (паводков) и морфологией долин. Они характерны для широкопойменных русел, являясь специфической формой меандрирования средних и больших рек (верхняя и средняя Обь, Вычегда, Ока); на реках с разветвленным руслом встречаются реже и только на больших и крупнейших (Северная Двина, нижняя Лена) и в меандрирующих рукавах раздвоенных русел (Юганская, Малая, Горная Обь). Такие пойменно-русловые разветвления представляют собой результат эволюции излучин или русловых (островных) разветвлений, формируются на перевалах реки от одного борта долины к другому из-за несовпадения руслового и пойменного потоков во время половодий и высоких паводков. Условием их развития является прохождение руслоформирующих расходов воды при затопленной пойме. Они возникают также: ниже крупных мысов коренных берегов или изгибов долины, оказывающих на поток направляющее воздействие, отклоняя его в сторону поймы и способствуя увеличению водности пойменных проток, в этом случае превращающихся в рукава реки; в результате внутрипойменных перехватов рукавов раздвоенного русла и пойменных проток при размыве между излучинами русла или рукавов русловых (островных) разветвлений поймы и образования проранов между ними; при формировании и эволюции прорванных излучин; в узлах слияния больших рек вследствие развития «дельтовых» разветвлений (Обь и Томь, Амур и Бурея). В трех-четырех рукавных пойменно-русловых разветвлениях они имеют полигенетический характер. Во врезанных руслах встречаются редко, будучи приуроченными к местным крупным расширениям русла (Енисей, верхняя Лена) как следствие распластывания потока и его подпора от нижерасположенного его стеснения коренными берегами.
Между рукавами пойменно-русловых разветвлений располагаются крупные островные массивы сложной конфигурации, имеющие соотношение их длины (шага разветвления) и ширины, намного меньшей оптимальной, – 3–4, свойственной русловым (островным) разветвлениям каплевидной или веретенообразной формы. Рукава пойменно-русловых разветвлений имеют свой набор морфодинамических типов русла (до 3–5 излучин или островных разветвлений), параметры которых зависят от водности рукавов.
Статья посвящена изучению пространственной структуры малых городов Центральной России. Информационной базой исследования служат космические снимки 190 малых городов. В работе предлагается понятие «морфологическая структура города», которое определяется характером (формой) внешних границ, наличием существенных внутренних барьеров, ведущих к фрагментарности пространства, и обособленных городских территорий. В статье предложена методика оценки сложности городского пространства. В ее основе лежит балльная оценка влияния различных географических барьеров на городскую среду. К наиболее значимым барьерам отнесены реки и железные дороги, также рассматриваются особенности рельефа, размещение промышленных предприятий и наличие территорий с охранным статусом. Особое внимание уделено обособленным от основной застройки городским территориям – эксклавам. Выделено пять классов сложности городского пространства – от очень простого до очень сложного. Самым сложным пространством обладают пять малых городов, которые изначально развивались как скопления рабочих поселков. Совмещение данных о морфологической структуре и сложности пространства позволило выделить шесть итоговых вариантов пространственной структуры города. Чаще других встречаются города с рассеченной морфологической структурой в сочетании с пространством средней сложности. Такой характеристикой обладает треть рассматриваемых городов. Наименьшее количество городов имеет рассеченное сложное пространство. В процессе развития города стремятся к усложнению своего пространства. Исследование показало, что несмотря на небольшую численность жителей, малые города имеют весьма сложную пространственную структуру.
В связи с введением в Российской Федерации мер поддержки генерации электроэнергии на станциях малой мощности, работающих в том числе с использованием возобновляемых источников энергии, актуальным является задача оценки эффективности этих законодательных инициатив. В работе представлена и апробирована методика оценки производительности и экономической эффективности использования сетевых фотоэлектрических станций в зависимости от физико-географических и социально-экономических факторов. Представлены результаты оценки потенциальной производительности станций в различных регионах России, полученные на основе архивов данных о приходящей солнечной радиации за период с 2010 по 2020 г. с часовым разрешением. Показано, что экономическая эффективность ССМ в выбранных районах исследования варьирует в широких пределах в зависимости от сочетания таких факторов, как уровень солнечной радиации, розничный и оптовые тарифы на электроэнергию и график собственного потребления электроэнергии владельцем станции. Несмотря на значительные ресурсы солнечной энергии, срок окупаемости фотоэлектрических станций в районах Южной Сибири (Иркутск, Улан-Удэ) оказался максимальным среди всех районов исследований в связи с принятыми тарифами на продажу-покупку электроэнергии. Оптимальными условиями для эксплуатации таких станций характеризуются лишь регионы России, относящиеся к неценовым зонам и территориально-изолированным энергосистемам оптового рынка (Магаданская, Калининградская области, Камчатский, Приморский края), где может быть достигнута окупаемость в пределах гарантированного срока эксплуатации оборудования станций (20 лет) вследствие высоких оптовых цен на электроэнергию.
ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Представлен медико-географический анализ пространственной неоднородности в распространении клещевых инфекций на юге Дальнего Востока. На основе литературных материалов и статистических данных Роспотребнадзора по заболеваемости населения болезнями, возбудители которых передаются иксодовыми клещами, проведен картографический анализ распространения инфекций. Выявлены статистически значимые пространственные кластеры с высоким уровнем заболеваемости, имеющие различную локальную приуроченность. По сибирскому клещевому тифу они выявлены на юге Хабаровского края и Еврейской АО, клещевым боррелиозам – в центральной части Хабаровского края, клещевому энцефалиту – на юго-западе Забайкальского края.
Проанализированы экологические закономерности формирования структуры и пространственной дифференциации зимней фауны млекопитающих морей северо-востока Палеарктики. Использован метод авиационных маршрутных учетов в полосе шириной 1 км. Авиаучетами в конце зимнего периода 1987–1988 гг. охвачены Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское моря, восточная часть моря Лаптевых. Зарегистрированные виды млекопитающих (n = 7) экологически связаны с открытыми морскими акваториями, морскими льдами, материковыми и островными побережьями, материковой тундрой. Зимняя фауна млекопитающих в морях северо-востока Палеарктики, в которой по числу видов преобладают ластоногие и китообразные, составляет 23% общей фауны млекопитающих этого региона. Общность зимней фауны млекопитающих Северного Ледовитого океана и Северной Пацифики – 36%. Большинство млекопитающих наблюдалось на разводьях в зонах контакта различных типов льдов или в полыньях среди льдов осеннего образования. Белые медведи наиболее часто наблюдались вблизи о. Врангеля, белухи – к востоку и северо-востоку от мыса Наварин, моржи – к югу от бухты Провидения. Средняя плотность зимнего населения млекопитающих в обследованных морях северо-востока Палеарктики 6,2 особи/100 км². В населении численно доминировали морж, белуха, кольчатая нерпа, суммарно составлявшие 94%.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
По периметру Дальневосточного региона России выделена сформировавшаяся замкнутая транспортно-экономическая структура. Ее можно охарактеризовать как Большое дальневосточное транспортно-экономическое кольцо (БДТЭК). В его составе выделены и рассмотрены четыре крупных сегмента: широтные Южный и Арктический морской, а также меридиональные Западный и Тихоокеанский морской. Они являются крупными взаимодействующими частями общей территориальной и акватерриториальной транспортно-экономической структуры, которая состоит из линейных звеньев, представленных путями сообщения, узлов – населенных пунктов, выполняющих те или иные транспортные и другие функции, территориальных и акваториальных зон тяготения к этим структурным элементам. Проведен анализ современного состояния пространственной структуры БДТЭК. Это образование обслуживает важнейшие пассажиро- и грузоперевозки – от внутрирегиональных до межрегиональных и транзитных, обеспечивает различные формы пространственного развития Дальневосточного региона.
Показана транспортная специализация элементов этой пространственной структуры БДТЭК. Линейные элементы сегментов БДТЭК выполняют транспортные функции. Транспортные узлы в целом выполняют более разнообразные функции, определяемые действием совокупности факторов: экономико-географического и транспортно-географического положения, геодемографического, научно-технического и природно-ресурсного потенциалов, природно-климатических условий. Выделены основные функции транспортных узлов БДТЭК. Особое место в их ряду занимает Владивостокский агломерационный узел. Значение БДТЭК для Дальнего Востока обусловлено тем, что его сегменты включают территории и акватории, где осваиваются крупные природные ресурсы. В долгосрочной перспективе возможны различные формы пространственного развития этой структуры, в том числе строительство арктической железнодорожной магистрали и железной дороги вдоль р. Лены. Целесообразно строительство и различных транспортных звеньев по Тихоокеанскому побережью. Все это будет инициировать новые формы пространственного развития Дальневосточного региона в целом.
Развитие транспортного периметра в форме БДТЭК значительно расширяет перспективы долгосрочного комплексного развития региона, улучшает координацию и взаимодействие различных видов транспорта, повышает степень его регулярности и надежности. Это особенно актуально в связи с огромными расстояниями и растущими объемами перевозок. Заложенный в БДТЭК логистический потенциал способен существенно усилить позиции России в международных транспортных перевозках и сотрудничестве.
В 1958 г. сотрудник Хибинской учебно-научной станции Географического факультета МГУ В.Ф. Перов описал в Хибинских горах четыре снежно-ледяных образования, которые посчитал малыми ледниками. До 2005 г., когда начались наши исследования, эти объекты детально не изучались. Для выяснения строения ледников и оценки изменения их площади за 60 лет авторы провели полевые наблюдения, использовали геоинформационные методы и дистанционное зондирование. Впервые снежно-ледяные образования были пробурены насквозь, отобраны керны льда и проведены геохимический и изотопнокислородный анализы. Толщина ледяных ядер колебалась от 0,2 до 1,6 м. Оказалось, что, несмотря на некоторую тенденцию к деградации, площадь этих объектов с 1958 г. остается относительно стабильной. Анализ климатических изменений в Хибинах показал, что в начале 2000-х гг. годовое количество твердых осадков уменьшалось. Так, максимальная мощность снежного покрова на метеоплощадке Хибинской учебно-научной базы зимой 2002–2003 гг. не превышала 55 см. Возможно, именно поэтому в 2000–2010 гг. площади снежно-ледяных образований сократились более чем в два раза по сравнению с измерениями В.Ф. Перова. Но после 2007 г. количество выпадающего снега увеличилось: максимальная мощность снежного покрова на той же метеоплощадке в 2020 г. достигла 180 см. Это максимальная толщина снежного покрова за все время наблюдений (1984–2020). Хотя по литературным данным повышение среднегодовой температуры на равнинах Кольского полуострова достигает 2,3 ± 1°C за последние 50 лет, средние температуры теплого периода не увеличиваются. Мы полагаем, что именно это, как и увеличение количества твердых осадков в последние годы, обусловливает достаточно стабильное состояние снежно-ледяных образований в Хибинах, которые, как выяснилось, оказываются более устойчивыми к потеплению климата, чем горные ледники.
Изучение внутрирегиональной миграции в России осложнено короткими временными рядами и ограниченным набором публикуемых данных, особенно на уровне муниципалитетов. Имеющиеся в открытом доступе данные позволяют судить лишь об общих характеристиках миграционной ситуации: о размере миграционного оборота, характере нетто-миграции и т. д. Получение более полных данных (например, о перемещениях между муниципалитетами) требует отдельных запросов в региональные управления статистики. На основе таких данных о внутрирегиональной миграции в Алтайском крае в 2014–2018 гг. в данной статье были выявлены зоны тяготения городских округов региона, а также определены некоторые характеристики данных зон.
Для городских и сельских поселений Алтайского края был рассчитан миграционный оборот с десятью городскими округами региона. Принадлежность поселения к зоне тяготения того или иного городского округа определялась по максимальному миграционному обороту с ним. Делимитация зон тяготения была проведена двумя способами: с учетом Барнаула и без него. Тем самым оценивается, как повлияет на миграционные предпочтения жителей поселений исключение из рассмотрения миграции в/из региональной столицы, занимающей доминирующее положение в системе внутрирегиональных миграционных связей.
Результаты исследования показали, что в зону тяготения Барнаула входит более половины территории края, где проживает около 60% населения региона. Зоны тяготения других городов пропорциональны численности населения своих центров, а также подвержены влиянию их положения относительно региональной столицы. При исключении Барнаула некоторые города (Рубцовск, Славгород) сильно расширили свое влияние, в то время как зона тяготения Бийска, второго по величине города края, изменилась мало. При всей значимости величины городов важную роль для внутрирегиональной миграции играет взаимное расположение субцентров и их положение относительно регионального центра. Исследование дает представление об основных направлениях межпоселенной миграции в Алтайском крае.
Стоянка Сухая Мечетка – важнейший памятник среднего палеолита Восточной Европы. В статье представлен анализ разреза, включающего культурный слой, в контексте стратиграфии и палеогеографии Нижнего Поволжья. В строении разреза отражены 11 основных этапов осадконакопления и палеогеографического развития территории памятника, тесно связанные с глобальными и региональными изменениями климата и уровня Каспийского моря. В основании разреза отражен этап существования реки на территории памятника, впадавшей в эстуарий Волги, образованный раннехазарской трансгрессией Каспия в конце среднего плейстоцена (МИС 6). Продолжительный континентальный этап развития в условиях разнонаправленных колебаний климата разной амплитуды от микулинского межледниковья (МИС 5е) до поздневалдайской ледниковой эпохи (МИС 2) в позднем плейстоцене отражен в средней части разреза. Позднехазарский и гирканский трансгрессивные бассейны (МИС 5), а также палеохвалынская стадия (МИС 3) Каспия не достигали широты Сухой Мечетки. Этап раннехвалынской трансгрессии (МИС 2, 16 190 ± 200 лет назад) в условиях деградации осташковского оледенения выражен в его верхней части. Установлены три погребенные почвы, отражающие этапы потепления стадии МИС 5 и соотносящиеся с ее подстадиями 5е, 5с и 5а. Средняя палеопочва содержит культурный слой, отнесенный к микокской/KMG общности Северной Евразии. Во время заселения территории стоянки неандертальцами климат был умеренно-теплым, на междуречье господствовали степные ландшафты, в балке произрастал лес. В Каспии развивалась гирканская трансгрессия с эстуарием в долине Волги, определившая высокое положение базиса эрозии и формирование балки с широким днищем и пологими берегами, с постоянным пресным водотоком, привлекающим на водопой млекопитающих – объект охоты древнего человека. Очевидно, что такие условия послужили основанием организации стоянки в балке Сухая Мечетка. Корреляция разреза с детально исследованными лессово-почвенными разрезами Нижнего Поволжья позволяет определить возраст культурного горизонта стоянки в диапазоне 97–110 тыс. лет назад.
В статье изучены этнические аспекты миграции населения в сельской Башкирии. Полигон исследования – Федоровский район Республики Башкортостан – отличается высоким этнокультурным разнообразием населения – в районе проживают шесть крупных этнических групп – татары, русские, башкиры, чуваши, мордва и украинцы. Методы исследования – анализ муниципальной статистики и похозяйственных книг сельских населенных пунктов, изучение «генеалогических деревьев», анкетирование населения и метод автобиографического интервью. На основе разных источников данных проанализирована динамика сельской миграции на уровне сельских населенных пунктов и поселений Федоровского района в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Обнаружено, что миграционное поведение населения зависит от этнической структуры сельских населенных пунктов и их географического положения. Представленные в Федоровском районе этносы находятся на разных стадиях миграционной модели У. Зелинского, что имеет отражение в современной миграционной ситуации в сельских населенных пунктах. На основе собранных статистических данных выборочно представлена постсоветская структура внутрирегиональной географии сельской миграции населения некоторых населенных пунктов в разрезе близких к Федоровскому району городов республики – Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая и Мелеуза. В заключительной части статьи на основе анкетирования населения описан механизм принятия решения об образовательной миграции для жителей трех сельских населенных пунктов с разной этнической структурой населения: мордовской – Кузьминовки, татарского – Денискино и чувашского – Кирюшкино.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Статья посвящена изучению зависимости возвратных коллекторно-дренажных вод с крупных орошаемых массивов от объемов водозабора для целей ирригации и общей площади посевов. Задача решена на примере орошаемых земель Бухарской области Узбекистана. Расчеты выполнены в трех вариантах с применением объективного метода выравнивания и нормализации корреляционных связей. Получены уравнения нормализованной регрессии, характеризующие связь между коллекторно-дренажным стоком, объемом водозабора по Аму-Бухарскому каналу и площади орошаемых земель. Они имеют довольно высокие значения коэффициентов множественной корреляции. На основе третьего варианта этих уравнений построена расчетная номограмма. Произведена оценка точности номограммы. Результаты показали, что она может быть использована как для расчета, так и в целях прогноза коллекторно-дренажного стока с крупных орошаемых массивов аридных зон.
В условиях формирования сетевых структур глобального бизнеса особое значение в экономической географии имеет оценка роли крупных городов как центров притяжения зарубежных ТНК. На основе данных рейтинга Forbes Global 2000 оценены масштабы присутствия, отраслевая и географическая структуры, характер размещения филиалов крупнейших зарубежных ТНК мира в агломерации Лондона. В результате анализа установлены исторические этапы формирования зарубежного корпоративного сегмента экономики города и высокая привлекательность столицы Великобритании для компаний других стран, по числу которых она на равных конкурирует с Нью-Йорком и мировыми «городамиворотами». Выявлено максимальное представительство зарубежных ТНК сферы финансовых и профессиональных услуг, в меньшей степени – машиностроения, химической и горнодобывающей промышленности. Определена относительно узкая география корпоративных связей при явной доминанте компаний США. Аргументирована ярко выраженная «центричная» модель размещения филиалов зарубежных компаний с двумя ключевыми кластерами – в районах Сити и Вестминстер.