ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
ДИНАМИКА ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ
Палеогеоморфологический анализ низовий рек Волги, Дона и Кубани позволил восстановить механизм формирования речных палео-дельт в долинных заливах и в устьевых лагунах. В долинных заливах (реки Дон, Волга) происходило поэтапное накопление аллювия, развитие сети речных рукавов и формирование дельтовой поймы.
Трансгрессивно-регрессивный характер колебаний уровня приемного водоема обуславливал частичный размыв и захоронение дельтовых отложений под лиманно-морскими осадками во время подъема уровня моря и последующее наращивание дельты выполнения в период понижения уровня.
В устьевой лагуне происходило вначале образование малорукавной дельты выполнения, а в стадию полного заполнения устьевой лагуны речными наносами формировалась дельтовая равнина, причлененная к морской блокирующей косе. На заключительном этапе формирования дельты выполнения устьевой лагуны речные рукава получали возможность выхода на открытое устьевое взморье и формирования в их устьях дельт выдвижения.
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выделяются и оцениваются сложившиеся в Дальневосточном регионе России широтные и меридиональные перевозки грузов и пассажиров. Преобладающими перевозками в прошлом, в настоящее время и в будущем будут оставаться широтные. Основными факторами этого являются сложившиеся межрайонные связи, выходы к тихоокеанским портам и рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также имеющиеся в регионе наиболее крупные транспортные магистрали – Транссиб, БАМ, автомагистраль Хабаровск – Чита – Москва, речные перевозки по Амуру и морские – по Северному морскому пути. Приоритетное развитие в Тихоокеанской России в перспективе получат различные морские перевозки в комплексе с наземными.
На Тихоокеанском побережье выделены базисные центры формирования широтных, а на Северном побережье – меридиональных транспортных путей, а также различные варианты промежуточных транспортно-экономических центров и узлов, и их транспортные связки. Транспортные узлы, сформировавшиеся на пересечении широтных и меридиональных направлений транспортной сети, рассмотрены в качестве базисных.