ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ 
В Тихоокеанской России выделены две меридиональные зоны: приморская и континентальная, состоящие из территорий – субъектов Дальневосточного федерального округа России. Сочетания видов деятельности по субъектам и по этим зонам рассматриваются как территориальные структуры хозяйства. Выявлены различия этих зон по структурам хозяйства, социально-экономическому потенциалу и уровню освоенности. По изменениям однородных видов деятельности в субъектах и их соотношений, измеряемых в долях добавленной стоимости, за период с 2004 по 2013 годы показана инерционность территориальных структур в меридиональных зонах.
На основе анализа созданной автором по Электронному каталогу Российской государственной библиотеки базы данных, установлено, что в России и СССР в 1987–2015 гг. защищено 939 кандидатских и 188 докторских диссертаций по устойчивому развитию (УР). Из-за переходного периода при проведении реформ Министерством образования и науки России с временным действием прежних правил пики защит приходились на 2004, 2006, 2011 и 2012 гг. После2012 г. количество диссертаций по УР резко уменьшилось. Около 92,5% диссертаций посвящены экономическим и территориальным аспектам УР, 7,5% – философским, социальным, педагогическим, правовым и политическим проблемам. Главная проблематика территориальных работ по УР – региональные исследования, а также УР городов и сельских территорий. В названии 348 диссертаций указываются страны мира (38,8%) и субъекты Российской Федерации (61,2%). Помимо России в заглавиях чаще всего фигурирует Таджикистан, реже – Казахстан, Европейский Союз, Китай, Иран, Кыргызстан, Вьетнам, США и другие страны. Среди регионов России наиболее изучены субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. В ряде крупных ресурсодобывающих, промышленных, туристических и других регионов (Республики Карелия, Крым, Марий Эл, Тыва, Хакасия и Чувашия, Забайкальский край, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Ульяновская и Ярославская области, г. Севастополь, Еврейская автономная область, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа) диссертации по УР отсутствуют.
МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
По материалам событийного анализа в позднеплейстоцен-голоценовой истории Понт-Маныч-Каспийской (ПМК) системы определены стадии с различным ходом палеогеографического развития: карангат-позднехазарская; тарханкут-буртасско-раннеательская; новоэвксино (регрессивная)-буртасско-позднеательская; новоэвксино (трансгрессивное)-раннехвалынская; голоценовая (ранняя и поздняя). Установлено, что в эпохи развития Понт-Маныч-Каспийских структур между ними существовали разные типы взаимодействия и сопряжения, когда основные природные компоненты изменялись взаимообусловленно и синхронно, либо автономно, без заметной трансформации. Показано, что сопряженный тип взаимодействия отмечался в карангат-верхнехазарскую и новоэвксин-раннехвалынскую стадии, а в другие эпохи господствовал автономный путь развития.
По космическим снимкам информационной системы GoogleEarth составлена карта естественных и антропогенных геосистем дельты Хуанхэ – одной из наиболее динамичных дельт мира. Обусловленное большим стоком наносов быстрое выдвижение в море дельтовых лопастей сопровождается активным освоением нарастающей суши, прежде всего, сельскохозяйственным, и, соответственно, заселением территории. Карта показывает, что наряду с традиционным сельскохозяйственным использованием поверхности дельты в последние годы широкое развитие получили аквакультура и добыча нефти. Материалы дешифрирования снимков раскрывают неизбежно возникающие конфликты природопользования – наступление нефтедобычи на сельскохозяйственные поля, аквакультурные хозяйства, природоохранные объекты.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Рассмотрены территориальные природно-хозяйственные системы Северного Ирана, выходящего широким фронтом к побережью Каспийского моря, в их развитии под влиянием сложных комплексов природных и социально-экономических аттракторов. Дан анализ спектра изменений по субширотным (запад–восток) и субмеридиональным (море – горы) осям в контексте модели природа – население – хозяйство. По результатам исследования выявлены основные черты расселения, включая закономерности ранг–людность и эффекты агломерирования. Установлена специфика современной Иранской индустриализации.
Ставится под сомнение тезис о низкой миграционной активности населения России во внутристрановых переселениях в сравнении с зарубежными странами. Анализируются причины, которые препятствуют прямому сравнению данных по внутренней миграции в России и других странах. В основном они связаны с различиями в размерах единиц административно-территориального деления и неодинаковостью в подходах к определению внутристрановой миграции. На основе данных о миграции в 2013–2014 гг. в России и ряде стран с развитой миграционной статистикой делается вывод, что различия есть, Россия отстает от стран-лидеров примерно вдвое, но она превосходит ряд стран, прежде всего – восточной и южной Европы – по показателю интенсивности миграции. Анализ потоков внутренней миграции по возрасту показывает, что в целом у России и развитых стран наблюдается сходство возрастных профилей миграции. Однако в России пик для возраста 15–29 лет, в отличие от других сравниваемых стран, выражен более сильно и смещен к наиболее молодым возрастам. Это связано с большей сжатостью в жизненном пути социально-демографических событий, которые ведут к миграционным перемещениям. В остальных возрастах отличия возрастного профиля миграции в России от других стран, против наших ожиданий, невелики.
Исследование опирается на агломерационные концепции французской школы пространственной экономики (А. Торр, Б. Пекер и др.), которые акцентируют внимание как на пространственных (географическом соседстве), так и на внепространственных (внутриорганизационных связях, а также когнитивном сходстве, институциональном соответствии, социальных связях) измерениях соседства. Преимущества, возникающие вследствие агломерации предприятий, могут быть связаны с концентрацией фирм одной и многих отраслей. В первом случае речь идет об эффектах локализации (MARэффектах), во втором – об эффектах урбанизации (Джейкобс-эффектах). Реже выделяются Портерэффекты, возникающие благодаря концентрации конкурирующих предприятий одной отрасли. На основе глубинных интервью на заводах Хитачи, СКФ и Парето-Принт в Калининском районе Тверской области было выявлено, что наиболее значимыми эффектами для всех компаний являются MAR-эффекты, что связано с географическим соседством фирм одной отрасли. Портер-эффекты более выражены в полиграфической отрасли в связи с наличием конкурирующих между собой производителей продукции. Джейкобс-эффекты для изучаемого региона не характерны, так как нет условий для возникновения локализированных перетоков знания между компаниями, а также слабо дифференцирована отраслевая структура района.
Анализируются результаты гидрогеохимических и изотопных исследований пластового подземного льда и озерной воды воронки газового выброса на Ямале. Данные сопоставляются с результатами аналогичных исследований пластового и полигонально-жильного льда, а также поверхностных и атмосферных вод Ямала. Установлено сходство по изотопному и ионному составу пластового льда воронки и слоистого пластового льда района Марре-Сале и отличие этих льдов от ионного и изотопного состава поверхностных и атмосферных вод, а также полигонально-жильных льдов региона. Ключевые слова: воронка газового выброса, подземные льды, стабильные изотопы, химический состав, метан. жильных льдов региона.
Представлены результаты исследований (начало февраля 2010, 2012 и 2015 гг.) органических веществ: органического углерода, липидов и углеводородов в сопоставлении с содержанием взвешенного вещества в снежно-ледяном покрове губы Ругозерской, в районе биологической станции МГУ (ББС) – периферии Кандалакшского залива Белого моря. Показано, что различия в накоплении изучаемых соединений зависят от физических условий формирования снега и льда и биогеохимических процессов, происходящих на границах снег–лед и лед–вода. В снеге содержание органических веществ в феврале оставалось близким в разные годы исследования и не превышало 34 мкг/л, так как в начале зимы деятельность ББС практически не сказывалась на загрязнении снежного покрова. В то же время во взвеси снега наряду с минеральными частицами, диатомовыми водорослями и спорами растений обнаружены сферы сгорания. Доминирование в снеге в составе полиаренов пирена указывает на поступление из атмосферы продуктов пиролиза органического сырья, количество которых увеличивается с февраля по март. Во льду в зависимости от условий льдообразования, концентрация изучаемых веществ происходит в разных частях керна. В верхней части льда, как и в снеге, минеральная часть преобладала над биологической. Видовое разнообразие водорослей последовательно увеличивалось от снега к нижней части льда. К марту аккумуляция органических веществ происходила в нижних слоях льдов изза активных биогеохимических процессов на границе лед–вода. Проведено сопоставление полученных данных с результатами изучения органических веществ в снеге и льдах в других районах Белого моря и в фоновых районах Арктики и Антарктики.