Дальневосточное транспортно-экономическое кольцо: структура и функции в пространственном развитии региона
https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.2.7
Аннотация
По периметру Дальневосточного региона России выделена сформировавшаяся замкнутая транспортно-экономическая структура. Ее можно охарактеризовать как Большое дальневосточное транспортно-экономическое кольцо (БДТЭК). В его составе выделены и рассмотрены четыре крупных сегмента: широтные Южный и Арктический морской, а также меридиональные Западный и Тихоокеанский морской. Они являются крупными взаимодействующими частями общей территориальной и акватерриториальной транспортно-экономической структуры, которая состоит из линейных звеньев, представленных путями сообщения, узлов – населенных пунктов, выполняющих те или иные транспортные и другие функции, территориальных и акваториальных зон тяготения к этим структурным элементам. Проведен анализ современного состояния пространственной структуры БДТЭК. Это образование обслуживает важнейшие пассажиро- и грузоперевозки – от внутрирегиональных до межрегиональных и транзитных, обеспечивает различные формы пространственного развития Дальневосточного региона.
Показана транспортная специализация элементов этой пространственной структуры БДТЭК. Линейные элементы сегментов БДТЭК выполняют транспортные функции. Транспортные узлы в целом выполняют более разнообразные функции, определяемые действием совокупности факторов: экономико-географического и транспортно-географического положения, геодемографического, научно-технического и природно-ресурсного потенциалов, природно-климатических условий. Выделены основные функции транспортных узлов БДТЭК. Особое место в их ряду занимает Владивостокский агломерационный узел. Значение БДТЭК для Дальнего Востока обусловлено тем, что его сегменты включают территории и акватории, где осваиваются крупные природные ресурсы. В долгосрочной перспективе возможны различные формы пространственного развития этой структуры, в том числе строительство арктической железнодорожной магистрали и железной дороги вдоль р. Лены. Целесообразно строительство и различных транспортных звеньев по Тихоокеанскому побережью. Все это будет инициировать новые формы пространственного развития Дальневосточного региона в целом.
Развитие транспортного периметра в форме БДТЭК значительно расширяет перспективы долгосрочного комплексного развития региона, улучшает координацию и взаимодействие различных видов транспорта, повышает степень его регулярности и надежности. Это особенно актуально в связи с огромными расстояниями и растущими объемами перевозок. Заложенный в БДТЭК логистический потенциал способен существенно усилить позиции России в международных транспортных перевозках и сотрудничестве.
Ключевые слова
Об авторах
П. Я. БаклановРоссия
Академик РАН, проф., д-р геогр. наук
А. В. Мошков
Россия
Д-р геогр. наук
Г. Г. Ткаченко
Россия
Канд. геогр. наук
В. Г. Шведов
Россия
Д-р геогр. наук
Список литературы
1. Бабурин В.Л. Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке // Региональные исследования. 2018. № 2(60). С. 25–31.
2. Бакланов П.Я., Мошков А.В., Романов М.Т., Ушаков Е.А. Подходы к транспортно-географическому районированию Дальневосточного макрорегиона // Геосистемы Северо-Восточной Азии: природные, природно-ресурсные, социальные и хозяйственные структуры территорий: сб. науч. тр. / под. ред. К.С. Ганзея, П.Я. Бакланова. Владивосток: Изд-во ТИГ ДВО РАН. 2020. С. 6–9.
3. Бакланов П.Я., Мошков А.В., Романов М.Т. Базисные структурные звенья в долгосрочном развитии транспортных систем Дальневосточного региона России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2018. № 4. С. 83–92.
4. Бандман М.К., Малов В.Ю. Транспортный комплекс Азиатской России. Укрепление экономической безопасности // Современные проблемы географии и природопользования: сб. науч. тр. / под ред. М.К. Бандмана. Барнаул: Издво ИЭ и ОППП СО РАН, 2001. Вып. 5–6. С. 100–114.
5. Бардаль А.Б. Транспортный комплекс Дальнего Востока: трансформация и интеграция. Хабаровск: Изд-во ИЭИ ДВО РАН, 2019. 336 с.
6. Лаврентьев А.В. Развитие транспорта на Дальнем Востоке России (середина 1980-х гг. – начало XXI в.). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. 232 с.
7. Леонтьев Р.Г. Транспорт и логистика Дальнего Востока РФ: Транспортный комплекс и сухопутные сообщения. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. 259 с.
8. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 303 с.
9. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. 559 с.
10. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Арктики как приоритет государственной политики Российской Федерации. М.: Изд-во Государственной Думы, 2021. 321 с.
11. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск; М.: Универсум, 2005. 382 с.
12. Харламова Ю.А. Российский железнодорожный комплекс: геостратегическое измерение // Россия в современном мире. 2009. № 4. С. 217–225.
13. Щербанин Ю.В. Геополитика и транспорт: о возможностях проекта «Российская транспортная дипломатия» // Мир и политика. 2009. № 4(31). С. 68–80.
14. Liliopoulou A., Roe M., Pasukeviciute I. Trans-Siberian Railway: from inception to transition, European Transport, 2005, no. 29, p. 36–56.
15. Tolley R., Turton D. Transport Systems, Policy and Planning: A Geopolitical Appoach. N.Y., Wiley Publ., 1995, 799 p.
16. Dong S., Yang Y., Li F. et al. An evaluation of the economic, social and ecological risks of China – Mongolia – Russia high-speed railway construction and policy suggestions, Journal of Geographical Science, 2018, vol. 28, no. 7, p. 900–918.
17. Zhi-Iun J., Shao-Ju L., Ling W., Bing-Lian L. Contemporary Logistics in China Reformation and Perpetuation, Singapore, SNS Publ., 2017, 543 p.
18. Беляков Р.С. Текущее состояние и перспективы модернизации транспортной системы Дальнего Востока // Universum: экономика и юриспруденция № 6. 2018. URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/5980 (дата обращения 06.07.2021).
19. Годовой отчет открытого акционерного общества «Амурское пароходство» // Gigabaza.ru. URL: https://gigabaza.ru/doc/195544.html (дата обращения 06.09.2018).
20. Грузооборот портов Дальневосточного бассейна РФ в 2020 г. URL: https://news.ati.su/news/2021/01/20/gruzooborot-portov-dalnevostochnogo-basseyna-rfv2020-godu-vyros-na-46-184200/ (дата обращения 29.07.2021).
21. Дробышева И. Развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» замедлила пандемия // RG.RU. URL: https://rg.ru/2021/03/26/razvitie-mezhdunarodnyh-transportnyh-koridorovzamedlilapandemiia.html (дата обращения 07.05.2021).
22. Недра России. Минерально-сырьевая база субъектов Федерации и Федеральных округов: ГИС-атлас. URL: https://vsegei.ru/ru/gisatlas/msb/ (дата обращения 09.02.2022).
23. Объем грузоперевозок по МТК «Приморье-1» вырос почти в два раза. URL: https://primorsky.ru/news/164469/?ysclid=lcpgsd1rt7311755126 (дата обращения 22.06.2021).
24. Характеристика основных логистических систем Дальневосточного федерального округа. URL: https://www.kazedu.com/referat/169866/8 (дата обращения 07.05.2021).
25. Холоша М.В. Возможности развития международного транспортного пространства Северо-Востока Азии с участием Приморского края. URL: http://www.business-dialogy.ru/wp-content/uploads/2013/02/Возможности-развития-международного-транспортногопространства-Северо-Востока-Азии-с-участием-Приморского-края.pdf (дата обращения 15.01.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Бакланов П.Я., Мошков А.В., Ткаченко Г.Г., Шведов В.Г. Дальневосточное транспортно-экономическое кольцо: структура и функции в пространственном развитии региона. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2023;(2):73-88. https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.2.7
For citation:
Baklanov P.Ya., Moshkov A.V., Tkachenko G.G., Shvedov V.G. The great Far Eastern transport and economic ring: structure and functions in the spatial development of the region. Lomonosov Geography Journal. 2023;(2):73-88. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.2.7