ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК МЕЖДУ МОСКВОЙ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ НА ИХ ТРАНСПОРТНУЮ ДОСТУПНОСТЬ
Аннотация
На примере связей между Санкт-Петербургом и Москвой рассмотрено изменение транспортной доступности, связанное с вводом новых типов сообщения — “бюджетных” авиаперевозок и скоростного железнодорожного сообщения. Коридор связей между Санкт-Петербургом и Москвой самый загруженный в России. В связи с этим ввод новых типов сообщений не только не снизил поток на традиционных видах транспорта, но и стал причиной увеличения совокупного потока пассажиров и снижения средневзвешенного времени в пути на 12,6%, причем показатель тарифной доступности связей Москвы с Санкт-Петербургом снизился для автобусного и воздушного сообщения. Отмечено его повышение для железнодорожного сообщения в плацкартном вагоне, а также сопоставимые значения индекса тарифной доступности для авиационного и скоростного железнодорожного сообщения. Анализ изменения физической доступности пригородных связей продемонстрировал, что ввод скоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом повлиял на пригородное сообщение. При этом изменения затронули разные зоны. Так, для пригородного сообщения Санкт-Петербургского железнодорожного узла максимальное ухудшение доступности наблюдается в ближней зоне (до110 кмвдоль магистрали). Для пригородного сообщения Московского железнодорожного узла с вводом скоростного железнодорожного сообщения ухудшение транспортной доступности наблюдается в дальнем поясе пригородного сообщения.
Об авторе
Е. В. ЛяшенкоРоссия
Аспирантка; географический факультет, кафедра экономической и социальной географии России
Список литературы
1. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 112 с.
2. Гольц Г.А. Транспорт и расселение. М.: Наука, 1971. 248 с.
3. Государственный комитет статистики. Показатели величины прожиточного минимума. URL: http://www.gks.ru/gis/tables/UROV-6.htm (дата обращения: 10.12.2012).
4. Дубовик В.О. Методы оценки транспортной доступности территории // Региональные исследования. 2013. № 4. С. 11—18.
5. Заварзин И.В. Организация речных пассажирских перевозок в регионах с ограниченной транспортной доступностью: Автореф. канд. дисс. Н. Новгород, 2012.
6. Интернет-сайт Национальной системы скоростного движения. URL: http://speedrail.ru/scm_in_russia/peregrine/(дата обращения: 01.10.2012).
7. Куратова Э.С. Методология экономической оценки товарообменных процессов для целей совершенствования пространственной организации транспорта: Автореф. канд. дисс. М., 2010.
8. Ляшенко Е.В., Уваров А.В. Возможности формирования “бюджетных” авиаперевозок в России (на примере Московского авиационного узла) // Территориальная организация общества и управление в регионах: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. 22—24 марта 2007 г. Ч. 1. Воронеж, 2007. С. 68—74.
9. Результаты Всероссийской переписи населения. URL: http://www.perepis-2010.ru/ (дата обращения: 01.10.2012).
10. Транспорт в России: Стат. сб. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2005. 198 с.
11. Транспорт в России: Стат. сб. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2007. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B07_55/Main.htm (дата обращения: 12.10.2012).
12. Транспорт и связь в России: Стат. сб. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2005. 198 с. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/3e4fc4004e3423529616fe18bf0023dd (дата обращения: 12.10.2012).
13. Хауке М. О. Пригородная зона большого города. М., 1960.
Рецензия
Для цитирования:
Ляшенко Е.В. ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК МЕЖДУ МОСКВОЙ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ НА ИХ ТРАНСПОРТНУЮ ДОСТУПНОСТЬ. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2014;(3):30-34.
For citation:
Lyashenko E.V. NEW ORGANIZATION OF PASSENGER COMMUNICATION BETWEEN MOSCOW AND ST.-PETERSBURG AND ITS IMPACT ON THEIR TRANSPORT ACCESSIBILITY. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5, Geografiya. 2014;(3):30-34. (In Russ.)