Preview

Вестник Московского университета. Серия 5. География

Расширенный поиск

Развитие территориальной структуры крупносетевой торговли продовольственными товарами в России

Полный текст:

Аннотация

Российская сетевая розничная торговля продовольственными товарами за неполные двадцать лет прошла все основные стадии развития: от первичного проникновения иностранных сетей и периода активной территориальной экспансии до современного этапа, характеризующегося усилением концентрации и конкуренции на рынке, переходом ведущих сетей к полиформатности. Основные результаты развития отечественной сетевой торговли продуктами питания рассмотрены на уровне регионов, крупных городов и отдельных компаний с использованием официальной статистки и агрегированных данных крупнейших ритейлеров. Социально-экономическая неоднородность России и догоняющий характер развития обусловили неравномерность охвата продовольственными сетями территории страны: инновационные волны в розничной торговле, перекрывая друг друга, не доходят до нижних уровней иерархии центров обслуживания. Выделяется узкая группа регионов, где активный рост сетевой торговли продолжается, в то время как на остальной территории их развитие близко к насыщению или находится в зачаточном состоянии. В восточных и южных регионах на пути сетевой торговли сформировались устойчивые социально-экономические и социокультурные барьеры. На новом более сложном этапе ожидается дальнейшая поляризация потребительского пространства: нарастание отрыва крупных городов по уровню и разнообразию предоставляемых услуг от остальной части страны.

Об авторах

К. В. Баранов
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия
географический факультет, кафедра экономической и социальной географии России, аспирант


С. Г. Сафронов
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия
географический факультет, кафедра экономической и социальной географии России, доцент, канд. геогр.н.


Список литературы

1. Аксенов К., Браде И., Бондарчук Е. Трансформационное и посттрансформационное городское пространство. Ленинград– Санкт-Петербург. 1989–2002. СПб.: Геликон Плюс, 2006. 284 с.

2. Вишневский А.Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. 429 с.

3. Зотова М.В. Особенности развития торговых сетевых структур в крупнейших городах России // Известия РАН. Серия географическая. 2006. № 6. С. 71–80.

4. Иванов Д.С. Трансформация сектора услуг регионов России. Дис. … канд. геогр. наук. М.: Моск. гос. ун-т, 2015.

5. Имангалин А.Ф. Прогноз размещения торговых центров в крупных российских агломерациях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2014. № 4. С. 83–90.

6. Кузнецова О.В. Сетевая торговля: межрегиональные различия и роль иностранных компаний в их формировании // Региональные исследования. 2015. № 4. С. 13–23.

7. Попенкова Д.К. Развитие международных торговых сетей на мировом и российском рынках. Дис. … канд. экон. наук. М.: Гос. ун-т управления, 2014. 146 с.

8. Попова Е.М. Становление и особенности развития российского продуктового ритейла. Дис. … канд. экон. наук. Хабаровск: Тихоокеанский гос. ун-т, 2015.

9. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 220 с.

10. Фетисова О.В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3. Экон. Экол. 2009. № 2(15). С. 61–69.

11. Хасис Л.А. Закономерности развития российских розничных торговых сетей. М.: УРСС, 2004. 72 с. Шнорр Ж.П. Современные тенденции и особенности развития отечественного сетевого ритейла в России // Вестн. АГТУ. Сер. Экономика. 2013. № 2. C. 138–147.

12. Bilková K., Križan F., Horňák M., Barlík P., Zubriczký G. Food and non-food retail change in a post-communist country: A case study of the Gemer region in Slovakia // Bulletin of Geography. Socio-economic Series. 2018. № 39(39). P. 7–20.

13. Chin H., Chow A. The case for China retail: issues and opportunities. Parsippany, NJ. 2012. 27 p.

14. Humphrey J. The supermarket revolution in developing countries: tidal wave or tough competitive struggle? // Journal of Economic Geography. Vol. 7, Issue 4. July 2007. P. 433–450.

15. Poole R., Clarke G.P., Clarke D.B. Growth, сoncentration and regulation in european food retailing // European Urban and Regional Studies. 2002. Vol. 9(2). P. 167–186.

16. Wrigley N. The shifting geographies of UK retailing // The Economic Geography of the UK (Eds. Neil M. Coe, Andrew Jones). SAGE Publications Ltd. 2010. P. 181–195.

17. Электронные ресурсы: Годовой отчет публичного акционерного общества «Магнит» за 2017 г. Краснодар, 2018 [Электронный ресурс]: URL: http://ir.magnit.com/wp-content/uploads/GODOVOYOTCHET_20171.pdf (дата обращения 09.04.2019).

18. Global retail expansion at a crossroads. The 2016 Global Retail Development Index. A.T. Kearney Global Management Consulting Firm. 2016 [Электронный ресурс]: URL: www.atkearney.com/documents/10192/8226719/Global+Retail+Expansion+ at+a+Crossroads–2016+GRDI.pdf/dc845ffc-fe28-4623-bdd4- b36f3a443787 (дата обращения 09.04.2019).

19. History of retailing in North America. Smyyth LLC. 2011 [Электронный ресурс]: URL: www.smyyth.com/wp-content/uploads/2016/03/History-of-US-Retailing.pdf (дата обращения 09.04.2018).


Для цитирования:


Баранов К.В., Сафронов С.Г. Развитие территориальной структуры крупносетевой торговли продовольственными товарами в России. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2019;(4):100-109.

For citation:


Baranov K.V., Safronov S.G. Development of the territorial structure of large-scale food retail in Russia. Moscow University Bulletin. Series 5. Geography. 2019;(4):100-109. (In Russ.)

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0579-9414 (Print)