Preview

Вестник Московского университета. Серия 5. География

Расширенный поиск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ

Полный текст:

Аннотация

На основе обследования ведущих университетов Европы, интервьюирования их преподавателей, анализа разнообразных информационных источников изучены актуальные вопросы организации и развития географического и эколого-географического образования за рубежом. Выявлены основные модели и направления развития образования в обследованных странах, дана сравнительная характеристика систем подготовки географов и экологов в российских и европейских университетах, выявлены ключевые отличия российской системы образования. В качестве ориентиров для модернизации структуры и содержания высшего географического и эколого-географического образования в России рекомендуются лучшие практики, основанные на передовом методическом и практическом опыте организации университетской географии в странах Европы. 

Об авторах

Н. Н. Алексеева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Доцент, кандидат географических наук; географический факультет, кафедра физической географии мира и геоэкологии


О. А. Климанова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Доцент, кандидат географических наук; географический факультет, кафедра физической географии мира и геоэкологии


А. С. Наумов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Доцент, кандидат географических наук; географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран


Список литературы

1. Учебно-методические материалы по направлению 021000 “География”: для государственных университетов. Новосибирск: ООО “Новосибирский издательский дом”, 2011а. Uchebno-metodicheskiye materialy po napravleniyu 021000 “Geografia” dlya gosudarstvennykh universitetov [Educational materials on Geography for Universities], Novosibirsk: Novosibirsky izdatelskiy dom, 2011a.

2. Учебно-методические материалы по направлению 022000 “Экология и природопользование”: для государственных университетов. Новосибирск: ООО “Новосибирский издательский дом”, 2011б. Uchebno-metodicheskiye materialy po napravleniyu 022000 “Ecologia y ratsionalnoye prirodopolzovaniye” dlya gosudarstvennykh universitetov [Educational materials on Ecology and Nature Management for Universities], Novosibirsk: Novosibirsky izdatelskiy dom, 2011b.

3. Холина В.Н. География в системе университетского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3. С. 35–40. Kholina V.N. Geografia v sisteme universitetskogo obrazovaniya [Geography in Russian Universities], Standarty i Monitoring v Obrazovanii, 2004, no 3, pp. 35–40 (in Russian).

4. Benchmark Statement, Geography. The Quality Assurance Agency for Higher Education. L., 2007.

5. Blumhof J., Holmes P. Mapping the Environmental Science Landscape — An investigation into the state of the environmental science subject in higher education, Planet, 2008, no 20, pp. 2–5.

6. Changing Horizons in Geography Education, Ed. by K. Donert, P. Charzynski. Torun, 2005.

7. Datos Básicos del Sistema Universitario Español. Curso 2013/2014. URL: http://www.mecd.gob.es/dms/mecd/educacion-mecd/areas-educacion/universidades/estadisticasinformes/datos-cifras/DATOS_CIFRAS_13_14.pdf (Accessed: 05.03.2014).

8. Geography in the UK. URL: http://www.rgs.org/GeographyToday/Geography+in+the+UK.htm (Accessed: 10.11.2014). Kasimov N.S., Chalov S.R., Panin A.V. Multidisciplinary field training in undergraduate Physical Geography: Russian experience, J. Geogr. Higher Education, 2013, V. 37, iss. 3, pp. 416–431.

9. Libro Blanko. Título de grado en geografía y ordenaciόn del territόrio. Agéncia Nacional de Evaluación de la Calidad y Acreditación. Madrid, mayo 2004. URL: http://www.aneca.es/var/media/150444/libroblanco_jun05_geografia.pdf (Accessed: 09.03.2014).

10. Ottens H. Reflections on Geography Education in Europe, J. Res. and Didactics in Geography (J-Reading), 2013, V. 2, no 2, pp. 97–100.

11. QS World University Rankings by Subject 2014 — Geography & Area Studies // QS topuniversities. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subjectankings/2014/geography (Accessed: 11.02.2014).

12. Rahmenvorgaben für die Lehrerausbildung im Fach Geographie an deutschen Universitäten und Hochschulen, Karl-Heinz Otto und Leif O, Mönter (federführend), Bonn, 2010.

13. Robic M-C. (dir.). Couvrir le monde. Un grand XXe siècle de géographie française, P., 2006.

14. Yano K. Geography in the United Kingdom, J. Geogr. (Chigaku Zasshi), 2012, V. 121, no 4, pp. 586–600.


Для цитирования:


Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Наумов А.С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2015;(1):3-11.

For citation:


Alekseeva N.N., Klimanova O.A., Naumov A.S. COMPARATIVE ANALYSIS OF HIGHER GEOGRAPHICAL AND ENVIRONMENTAL-GEOGRAPHICAL EDUCATION IN RUSSIA AND THE COUNTRIES OF FOREIGN EUROPE. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5, Geografiya. 2015;(1):3-11. (In Russ.)

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0579-9414 (Print)