Preview

Вестник Московского университета. Серия 5. География

Расширенный поиск

Профессиональный стандарт «Географ» в контексте университетского географического образования

Аннотация

Профессиональные стандарты (далее – ПС) определяют характеристики квалификации, необходимые работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Они широко применяются в международной практике, в том числе в сфере образования. ПС формируют основу для разработки программ профессиональной подготовки и методов оценки и аттестации результатов профессионального обучения. Отсутствие в России ПС в сфере профессиональной деятельности географов до последнего времени являлось причиной отсутствия институализации профессии «географ» со всеми вытекающими из этого факта негативными последствиями. Разработанный и утвержденный в 2020 г. ПС «Географ» во многом решает эту проблему. Содержание и результаты этой работы определили цель данной статьи – проанализировать опыт разработки ПС «Географ» и провести предварительную оценку его потенциального влияния на университетское географическое образование в условиях постоянно происходящих изменений структуры высшего профессионального образования. Для этого рассмотрены научно-методические основы формирования ПС; проанализированы концептуальные и институциональные проблемы, которые возникали при разработке ПС «Географ»; описаны этапы его разработки; определены трудовые и обобщенные трудовые функции, реализуемые географами в разных сферах экономической деятельности; оценены потенциальные последствия принятия собственного ПС для университетского географического образования в России. В рамках ПС «Географ» в функционал междисциплинарного географа вошли основные виды его деятельности: выполнение полевых и изыскательских работ, подготовка аналитических материалов, организация географических проектов, проведение комплексной географической экспертизы проектов и работ. ПС «Географ» может сыграть существенную роль в развитии высшего географического образования в России, так как позволяет университетам «затачивать» подготовку студентов на наиболее актуальные и конкурентоспособные сферы профессиональной деятельности выпускников-географов с учетом запросов регионального рынка труда и возможностей продолжения образования, не ограничивая при этом узкими рамками специализации. Для выявления перспектив использования разработанного ПС необходим мониторинг сферы занятости выпускников образовательных программ по географии, их поддержка со стороны работодателей. Принятие ПС «Географ» не исключает, а предполагает в дальнейшем разработку специализированных ПС, более адекватно отражающих специфику отдельных географических направлений и сфер деятельности. 

Об авторах

С. А. Добролюбов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

географический факультет, декан, чл.-кор. РАН, д-р геогр. наук



Н. Н. Алексеева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

географический факультет, кафедра физической географии мира и геоэкологии, зам. декана по Учебно-метод. объединению, доц., канд. геогр. наук



О. А. Климанова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

географический факультет, кафедра физической географии мира и геоэкологии, доц., канд. геогр. наук



В. Е. Шувалов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

географический факультет, кафедра экономической и социальной географии России, доц., канд. геогр. наук



Список литературы

1. Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Наумов А.С. Сравнительный анализ высшего географического и эколого-географического образования в России и странах зарубежной Европы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2015. № 1. С. 3–11.

2. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26–31.

3. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: ФГУ «ФИРО», 2010. 7 с.

4. Волошина И.А., Прянишникова О.Д., Клинк О.Ф., Зайцева О.М., Новиков П.Н. Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов. М.: Перо, 2020. 28 с.

5. Ладаускас С.В., Сорокина Н.В. Профессиональные стандарты: особенности внедрения в Российской Федерации // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. № 2. С. 51–56.

6. Лейбович А.Н., Прянишникова О.Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. 2008. № 3. С. 37–41.

7. Олейникова О.А, Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования: назначение и структура. Методическое пособие. М.: АНО Центр ИРПО, 2011. 100 с.

8. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5–15.

9. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / под общ. ред. В.В. Федотовой. Екатеринбург: УрФУ, 2013. 51 с.

10. Разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-справочное пособие / авт.-сост. А.Н. Лейбович, И.А. Волошина, П.Н. Новиков, В.М. Зуев, О.Д. Прянишникова, Е.И. Косаковская, В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович. М.: Перо, 2014. 33 с.

11. Селентьева Д.О., Зиганшина Д.Г. Профессиональные стандарты: история возникновения в России, их значение и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12-1. С. 77–80.

12. Соловьев А.И. Географическое образование, система подготовки специалистов-географов в вузах // Педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1964. Кол./Стлб. 501–506.

13. Университетская география в современном мире / под ред. А.С. Наумова. М.: Буки-Веди, 2016. 282 с.

14. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. 2018. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата обращения 12.04.2021).

15. Перечень поручений по вопросам популяризации географии (утв. Президентом РФ 15.05.2019 N Пр837). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/60537 (дата обращения 10.05.2021).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/106 (дата обращения 10.05.2021).

17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/48 (дата обращения 10.05.2021).

18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 170 н от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/104 (дата обращения 10.05.2021).

19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 954н «Об утверждении профессионального стандарта „Географ“ (Специалист по выполнению работ и оказанию услуг географической направленности)». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102040037 (дата обращения 27.06.2021).

20. Профессиональный стандарт «Географ» (Специалист по выполнению работ и оказанию услуг географической направленности). 2020. URL: https://docs.cntd.ru/document/573522182 (дата обращения 10.05.2021).

21. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. URL: http://tkodeksrf.ru/tkodeksrf.pdf (дата обращения 27.06.2021).

22. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-obobrazovanii/ (дата обращения 27.06.2021).

23. Careers in Geography. American Association of Geographers, URL: http://www.aag.org/careers (дата обращения 09.07.2021).

24. Hill J., Walkington H., King H. Geographers and the scholarship of teaching and learning, Journal of Geography in Higher Education, 2018, vol. 42, no. 4, p. 557–572, DOI: 10.1080/03098265.2018.1515188.

25. Lawton D. Curriculum planning and technological change, Education + Training, 1980, vol. 22, no. 4, p. 124–124, DOI: 10.1108/eb016710.

26. Repository for all approved National Occupational Standards. National Occupational Standards, URL: https://www.ukstandards.org.uk/EN (дата обращения 11.07.2021).

27. Solem M., Cheung I., Schlemper B. Skills in Professional Geography: An Assessment of Workforce Needs and Expectations, The Professional Geographer, 2008, vol. 60, no. 3, p. 356–373, DOI: 10.1080/00330120802013620.


Рецензия

Для цитирования:


Добролюбов С.А., Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Шувалов В.Е. Профессиональный стандарт «Географ» в контексте университетского географического образования. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2022;(2):3-15.

For citation:


Dobrolyubov S.A., Alekseeva N.N., Klimanova O.A., Shuvalov V.E. Professional standard “Geographer” in the context of university geographical education. Lomonosov Geography Journal. 2022;(2):3-15. (In Russ.)

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0579-9414 (Print)