Preview

Вестник Московского университета. Серия 5. География

Расширенный поиск

Зоны тяготения пассажирских перевозок Москвы и Санкт-Петербурга

Аннотация

В статье рассмотрены отправки пассажиров в крупнейшие российские города – Москву и Санкт-Петербург – в 2016 г., которые являются также и крупнейшими транспортными узлами как в железнодорожном, так и в авиационном сообщении. Отобраны 62 города или агломерации, в которых есть транспортный узел с круглогодичной связью с Москвой и Санкт-Петербургом. Проведен анализ потоков на средние и дальние расстояния, которые преимущественно обслуживаются авиацией и поездами дальнего следования.
В ходе анализа все связи выбранных узлов были сгруппированы по их интенсивности в зависимости от числа отправленных пассажиров и по их процентной доле в общей структуре перевозок. Это позволило выявить ключевые различия между авиационным и железнодорожным сообщением с Москвой и Санкт-Петербургом. Также выявлена большая концентрация высокоинтенсивных и крупных связей в сообщении с Москвой, число таких связей в сообщении с Санкт-Петербургом крайне мало. Выявлена ярко выраженная направленность потоков на Московские авиационный и железнодорожный узлы, роль Санкт-Петербурга была признана незначительной для подавляющего большинства городов.
Таким образом, в статье констатируется, что Москва по состоянию на 2016 г. является доминантой в сфере перевозок на средние и дальние расстояния как на авиационном, так и на железнодорожном транспорте. Санкт-Петербургский узел, несмотря на свое положение в структуре авиационного и железнодорожного транспорта, практически не имеет территории, которая тяготела бы к нему по абсолютным значениям. Была проанализирована зона относительного тяготения, которая оценивалась в сравнении с долей населения Санкт-Петербургской агломерации. Анализ совокупных зон тяготения для авиационного и железнодорожного сообщения на средние и дальние расстояния выявил, что в целом к Санкт-Петербургу притягиваются территории севернее линии, протянувшейся от юга Псковской области до севера Кировской области.

Об авторах

О. В. Сорокин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии России
Россия

Магистрант



К. В. Самбуров
Институт географии Российской академии наук, отдел социально-экономической географии
Россия

Аспирант



Список литературы

1. Антонов Е.В., Махрова А.Г. Крупнейшие городские агломерации и формы расселения надагломерационного уровня в России // Известия РАН. Серия географическая. 2019. № 4. С. 31–45. DOI: 10.31857/S2587-55662019431-45.

2. Замятина Н.Ю., Яшунский А.Д. Виртуальная география виртуального населения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 117–137. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.07.

3. Кибальчич О.А. Некоторые особенности пассажирских связей крупных городов СССР // Вопросы географии. Вып. 66. 1965. С. 141–152.

4. Колин А.В., Роменский Д.Ю. Проблемы и перспективы развития мультимодальных пассажирских перевозок с использованием железнодорожного транспорта // Транспортное дело России. 2018. № 2. С. 104–107.

5. Манвелидзе А.Б. Сравнение пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 1(106). C. 88–101.

6. Неретин А.С. Территориальная структура пассажирского авиационного транспорта в Европейской России // Известия РАН. Серия географическая. 2017. № 6. С. 19–38. DOI: 10.7868/S0373244417060032.

7. Неретин А.С. Транспортное положение и доступность территорий Европейской России: дис. ... канд. геогр. наук. М.: Институт географии РАН, 2018. 193 с.

8. Плиско Ю.Ю., Парахонский Б.М., Саболин В.А. Распределение перевозок пассажиров между железнодорожным и авиационным транспортом на ряде магистральных направлений // Труды Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР. Вып. 25. 1971. С. 109–118.

9. Ромашина А.А. Влияние скоростного железнодорожного сообщения с Москвой на мобильность населения // Региональные исследования. 2020. № 1. С. 27–38. DOI: 10.5922/1994-5280-2020-1-3.

10. Самбуров К.В. Географическое распределение пассажирских железнодорожных узлов России // Региональные исследования. 2020. № 2. С. 121–130.

11. Социально-экономическая география России / под ред. П.Я. Бакланова и В.Е. Шувалова. Владивосток: Дальнаука, 2016. 326 с.

12. Социально-экономическая география: понятия и термины: словарь-справочник / отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с.

13. Тархов С.А. Изменение авиатранспортной связности городов России в 1990–2015 гг. // Известия РАН. Серия географическая. 2018. № 2. С. 5–26. DOI: 10.7868/S2587556618020024.

14. Тархов С.А. Изменение связности пространства России (на примере авиапассажирского сообщения). М.; Смоленск: Ойкумена, 2015. 154 с.

15. Chou C., Shen C. An exploration of the competitive relationship between intercity transport systems, Transportation Planning and Technology, 2018, vol. 41, no. 2, p. 186–197, DOI: 10.1080/03081060.2018.1407526.

16. Clever R., Hansen M.M. Interaction of air and high-speed rail in Japan, Transportation research record, 2008, vol. 2043, no. 1, p. 1–12, DOI: 10.3141/2043-01.

17. Clewlow R.R., Sussman J.M., Balakrishnan H. The impact of high-speed rail and low-cost carriers on European air passenger traffic, Transport Policy, 2014, vol. 33, p. 136–143, DOI: 10.1016/j.tranpol.2014.01.015.

18. Dobruszkes F., Dehon C., Givoni M. Does European highspeed rail affect the current level of air services? An EU-wide analysis, Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2014, vol. 69, p. 461–475, DOI: 10.1016/j.tra.2014.09.004.

19. Yang H., Dobruszkes F., Wang J., Dijst M., Witte P. Comparing China’s urban systems in high-speed railway and airline networks, Journal of Transport Geography, 2018, vol. 68, p. 233–244, DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2018.03.015.

20. Zhou J., Qiu G. China’s high-speed rail network construction and planning over time: a network analysis, Journal of Transport Geography, 2018, vol. 70, p. 40–54, DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2018.05.017.

21. Zhu Z., Zhang A., Zhang Y. Connectivity of intercity passenger transportation in China: A multi-modal and network approach, Journal of Transport Geography, 2018, vol. 71, p. 263–276, DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2017.05.009.

22. Виртуальное население России: интерактивный атлас. URL: http://webcensus.ru/ (дата обращения 29.11.2020).

23. АО «Транспортная клиринговая компания»: официальный сайт. URL: https://www.tch.ru/ru-ru/Pages/Home.aspx (дата обращения 20.05.2020).

24. ОАО «Российские железные дороги»: официальный сайт. URL: https://www.rzd.ru/ (дата обращения 05.08.2020).

25. ФАВТ «Росавиация»: официальный сайт. URL: http://favt.gov.ru/ (дата обращения 27.07.2020).

26. Распоряжение Правительства РФ от 20 апреля 2016 года №726-р. Об утверждении перечня аэропортов федерального значения (с изменениями на 30 декабря 2020 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/420350751 (дата обращения 10.01.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Сорокин О.В., Самбуров К.В. Зоны тяготения пассажирских перевозок Москвы и Санкт-Петербурга. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2021;(6):135-147.

For citation:


Sorokin O.V., Samburov K.V. Attraction zones of passenger traffi c to Moscow and St.Petersburg. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5, Geografiya. 2021;(6):135-147. (In Russ.)

Просмотров: 550


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0579-9414 (Print)