Preview

Вестник Московского университета. Серия 5. География

Расширенный поиск

Изменения туристского геопространства в эпоху всеобщей мобильности

Полный текст:

Аннотация

В эпоху всеобщей мобильности глубокие и динамичные изменения происходят в образе и стиле жизни людей. Современный человек находится в постоянном движении и стремится обогатить собственный жизненный опыт. С этим связан растущий спрос на туристские поездки. Появляются новые виды туризма, позволяющие испытать острые эмоциональные состояния и получить незабываемые туристские впечатления. Складываются новые «пространства туристского проникновения». Цель работы – проследить, как меняется туристское геопространство с появлением новых видов туризма, характерных для современного общества впечатлений. В статье дан широкий аналитический обзор научных подходов к определению, классификации туристского пространства, установлению его границ и структуры в отечественной и зарубежной литературе. Констатируется рост интереса к данной проблематике за последнее время, расширение методологической и инструментальной базы дискурс-анализа. Выявлены развивающиеся и угасающие виды туризма. Особое внимание уделяется особенностям географии «мрачного» и паранормального видов туризма как «визитных карточек» современной экономики впечатлений. Показана трансформация структуры старых и возникновение новых туристских пространств. Сделан вывод о нелинейном характере развития туристского пространства.

Об авторе

А. Ю. Александрова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Профессор, доктор географических наук

Географический факультет, кафедра рекреационной географии и туризма

 



Список литературы

1. Александрова А.Ю. Сверхтуризм и туризмофобия в европейских городах-дестинациях (кейс Барселоны) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. № 4. С. 56–68. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10405.

2. Александрова А.Ю. Типология стран мира по уровню развития международного туризма // География и природные ресурсы. 2016. № 1. С. 14–22.

3. Бредихин А.В. Рекреационно-геоморфологические системы: монография. Смоленск-М.: Ойкумена, 2010. 328 с.

4. Воронкова Л.П. Трансформация туристского пространства в условиях глобализации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 1. № 9. С. 54–61.

5. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: Проект ФГОУВПО «РГУТиС “Живая карта России”» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3. С. 66–72.

6. Дунец А.Н. Туристское пространство как научная категория в исследованиях туризма // Ползуновский альманах. 2015. № 3. С. 86–90.

7. Зигерн-Корн Н.В. Туристско-рекреационное пространство как объект региональной политики // Известия Русского географического общества. 2016. Т. 148. № 1. С. 87–100.

8. Зырянов А.И. География туризма: от теории к практике: монография. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2018. 416 с.

9. Кружалин В.И. Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований в туризме и рекреации // Вестник РМАТ. 2011. № 3. С. 23–30.

10. Лихошерстова Г.Н. Территориальная организация туристско-рекреационного пространства на основе кластерных подходов // Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2015. Т. 1. № 1. С. 71–79.

11. Мажар Л.Ю. Туризм в пространстве и времени: взгляд географа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 16–23.

12. Пирожник И.И. Трансформация туристско-рекреационного пространства в эпоху глобализации // Туризм и региональное развитие. Смоленск: Универсум, 2006. Вып. 4. С. 136–138.

13. Преображенский В.С., Веденин Ю.А., Филиппович Л.С., Чалая И.П. Основные концепции и модели рекреационной географии // Теоретические проблемы рекреационной географии. М., 1989. С. 47–67.

14. Хорошев А.В. Олимпийское строительство и постолимпийское развитие в г. Сочи: экологическая цена планировочных решений // Эколого-географические проблемы регионов России. Материалы VIII всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, Самара, 15 января, 2017. Самара: Изд-во СГСПУ, 2017. С. 229–235.

15. Черняева Т.И. Туристическое потребление: стандартизация впечатлений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 3. С. 116–127.

16. Швец И.Ю., Чжи-Гвязда Е., Демчук М. Развитие кластерной формы пространственной организации территории в сфере туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 4. С. 33–41.

17. Berleant A. The Aesthetics of Environment. Philadelphia: Temple University Press, 1995, 315 p.

18. Butowski L. Maritime tourism space. Tourism, 2014, vol. 24, no. 1, p. 51–57.

19. Hall C.M., Page S.J. The geography of tourism and recreation: environment, place and space. 4th ed. Abington–N.Y., Routledge, 2014, 458 p.

20. Harvey D. Social justice and the city. London, Edward Arnold, 1973, 336 p.

21. Hui A. Many homes for tourism: Re-considering spatializations of home and away in tourism mobilities. Tourist Studies, 2008, no. 8(3), p. 291–311.

22. Kowalczyk A. The phenomenology of tourism space. Tourism, 2014, vol. 24, no. 1, p. 9–15.

23. Kowalczyk A.Geografia turyzmu. Warszawa, Wyd. Naukowe PWN, 2000, 287 p.

24. Leiper N. The framework of tourism: towards a definition of tourism, tourist, and the tourist industry. Annals of Tourism Research, 1979, vol. 6(4), p. 390–407.

25. L’espace touristique, Cazelais N., Nadeau R., Beaudet G. (éds.). Sainte-Foy: Presses de l’Université du Québec, 1999, 287 р.

26. Liszewski S. Urban «tourism exploration space»: the example of Lodz. Tourism, 2009, vol. 19, no. 1–2, p. 57–62.

27. Meyer B. Kształtowanie układów przestrzennofunkcjonnalnych przez turystyka. Szczecin, Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Szczeciсskiego, 2008, 206 p.

28. Saarinen J., Rogerson C.M., Hall M. Geographies of tourism development and planning // Tourism Geographies, 2017, vol. 19, no. 3, p. 307–317. DOI: 10.1080/14616688.2017.1307442.

29. Stasiak А. New spaces and forms of tourism experience economy. Tourism, 2013, vol. 23, no. 2, p. 59–67. DOI 10.2478/tour-2013- 0012.

30. Urry J. The Tourist Gaze. 2nd ed., London, Sage, 2002, 184 p.

31. Więckowski M. Tourism space: an attempt at a fresh look. Tourism, 2014, vol. 24, no. 1, p. 17–24.

32. Włodarczyk B. Space in tourism, tourism in space: on the need for definition, delimitation and classification. Tourism, 2014, vol. 24, no. 1, p. 25–34.

33. World Tourism Cities. Developing Tourism off the Beaten Track Ed. R. Maitland, P. Newman. Abingdon, Routledge, 2009, 176 p.

34. Мельник И. Доморощенный туризм. Эксперт Северо-Запад. 2013. № 40(637). [Электронный ресурс]: URL: https://expert.ru/northwest/2013/40/domoroschennyij-turizm/ (дата обращения 31.08.2019).

35. Петербург вошел в топ направлений «темного туризма» // Peterburg2: онлайн журнал о событиях, жизни и городе. 2017.10 января. [Электронный ресурс]: URL: http://peterburg2.ru/news/peterburg-voshyol-v-top-napravleniy-tyomnogo-turizma31328.html (дата обращения 01.09.2019).

36. Пустовойтов С. Чернобыль накрыло волной туристов // TourDom. 2019. 04 июня. [Электронная газета]: URL: https://www.tourdom.ru/news/chernobyl-nakrylo-volnoy-turistov.html?utm_source=mail&utm_medium=05062019_1218&utm_campaign=t_97926&bx_sender_conversion_id=27330773 (дата обращения 02.09.2019).

37. Сологуб Е.В., Ким А.Г. Методологические основы обоснования территориального развития (на примере о. Русский, г. Владивосток) [Электронный ресурс] // Ойкумена. 2016. № 4. С. 128–139. https://ojkum.ru/images/articles/2016-4/_2016_4_0039-12.pdf (дата обращения 02.09.2019)

38. Черевичко Т.В. Туризм как система: методология исследования // Концепт. 2015. №. 7. С. 6–10. [Научно-методический электронный журнал]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-kak-sistema-metodologiya-issledovaniya (дата обращения 27.08.2019).

39. New Orleans tourism visitation and visitor spending break records in 2017, New Orleans, 2018, 28 Sept. [Электронный ресурс]: URL: https://www.neworleans.com/articles/post/neworleans-tourism-visitation-and-visitor-spending-break-records-in2017/ (дата обращения 01.09.2019).

40. Richards G. The new geographies of tourism: Space, place and locality. Paper presented at the Wageningen Geography Lectures, 13th January 2014. [Электронный ресурс]: URL: https://www.academia.edu/10147781/The_new_geographies_of_tourism_Space_place_and_locality (дата обращения 01.09.2019).

41. Ryall J. Fukushima episode of Netflix’s Dark Tourist sparks offence in Japan // South China Morning Post, 2018, 5 Sept. [Электронный ресурс]: URL: https://www.scmp.com/news/asia/eastasia/article/2162902/fukushima-episode-netflixs-dark-touristsparks-concern-japan (дата обращения 01.09.2019).


Для цитирования:


Александрова А.Ю. Изменения туристского геопространства в эпоху всеобщей мобильности. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2020;(2):3-12.

For citation:


Aleksandrova A.Yu. Changes of touristic geo-space in the epoch of universal mobility. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5, Geografiya. 2020;(2):3-12. (In Russ.)

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0579-9414 (Print)