Preview

Вестник Московского университета. Серия 5. География

Расширенный поиск

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗНОГО ПРОСТРАНСТВА РОCСИИ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ «РИА-НОВОСТИ»)

Аннотация

Приводятся данные анализа географических особенностей распределения сообщений информационной службы «РИА-новости» на тему экологии и природопользования по регионам России. Существенно повышенное внимание СМИ к событиям в сфере экологии происходит, как правило, в тех случаях, когда освещаемые события или их последствия напрямую связаны с политическими или экономическими событиями не только регионального, но и федерального уровня, вызвали сильный общественный резонанс (дискуссии, масштабные акции протеста и т.д.), повлекли за собой гибель людей либо нанесли существенный вред здоровью, представляют угрозу существования уникальных природных объектов или вымиранию редких видов животных. Также особый интерес журналистов вызывают регионы, где одни и те же события закономерно повторяются из года в год. Карты, построенные на основе собранных данных, выявили основные очаги внимания СМИ за исследуемый период (2006–2012) и позволили сделать выводы о характере неравномерности распределения новостей экологической тематики, а также о возможных причинах этой неравномерности. Карты отражают не объективно существующие характеристики субъектов РФ, а образное пространство России, формируемое средствами массовой информации. При этом важно, что фактически именно таким в среднем представляют себе «портрет» страны в экологическом контексте представители аудитории федеральных СМИ, в том числе люди и организации, ответственные за принятие управленческих решений в области экологии и природопользования, которые направлены на разработку информационной политики в рамках концепции перехода России к устойчивому развитию.

Об авторах

М. В. Грибок
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Научый сотрудник, кандидат географических наук; географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования


В. С. Тикунов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Заведующий, доктор географических наук; географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования


Список литературы

1. Грибок М.В. Анализ формирования образов регионов России в федеральных информационных программах телевидения с помощью ГИС: Автореф. канд. дисс. М., 2009.

2. Евсеев В.А. Географические особенности информационных полей периодической печати, освещающей туристический бизнес // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2000. № 2. С. 54–59.

3. Замятина Н.Ю., Арутюнян К.М. Взаимосвязи образов стран Европы в прессе (по материалам газет «Таймс» и « НьюЙорк Таймс») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2005. № 5. С. 60–65.

4. Касьянов П.В. Переход к устойчивому развитию: экологические, информационные, социальные и экономические предпосылки // Горный информ.-аналит. бюлл. (научно-технический журн.). 2005. № 4.

5. Колосов В.А., Бородулина Н.А., Галкина Т.А. и др. Геополитическая картина мира в средствах массовой информации // Полис (Политические исследования). 2003. № 3. С. 33–49.

6. Колосов В.А., Тикунов В.С., Заяц Д.В. Мир в зеркале средств массовой информации: использование анаморфоз в политико-географическом анализе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2000. № 2. С. 55–65.

7. Кочинева А., Берлова О., Колесникова В. Экологическая журналистика: Уч. пособие. М.: Центр координации и информации Социально-экологического Союза, 1999 [Электр. ресурс], URL: http://www.seu.ru/cci/lib/books/ecojour/ (дата обращения: 10.02.2015).

8. Миллер А.И. Образ России и русских в западноукраинской прессе // Полит. исследования. 1995. № 3. С. 114–121.

9. Миллер А.И. Образ Украины и украинцев в российской прессе после распада СССР // Полит. исследования. 1995а. № 3. С. 130–135.

10. Опрос населения: Источники информации и телепредпочтения россиян // ФОМ. 04.06.2013 [Электр. ресурс]. URL: http://soc.fom.ru/SMI-i-internet/10938 (дата обращения: 10.02.2015).

11. Петров Н.В., Титков А.С. Образы регионов в общественном сознании: мифы и стереотипы // Полит. альманах России. 1997. Т. 1. Выборы и политическое развитие. М., 1998. С. 61–75.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Стат. сб. М.: Росстат, 2012. 990 с.

13. Фокина О.А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ: Автореф. канд. дисс. М., 2013.

14. Cole J.P. Political geography. London, 1969.

15. Davis E. Distant places and television news: A phenomenology of viewers’ understandings, Ph.D. dissertation. Department of Geography, University of Illinois at Urbana-Champaign, 1988.


Рецензия

Для цитирования:


Грибок М.В., Тикунов В.С. КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗНОГО ПРОСТРАНСТВА РОCСИИ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ «РИА-НОВОСТИ»). Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2015;(5):17-24.

For citation:


Gribok M.V., Tikunov V.S. NATURAL-ENVIRONMENTAL COMPONENT OF THE IMAGINATIVE SPACE OF RUSSIA IN MASS MEDIA (CASE STUDY OF THE RIA-NOVOSTI AGENCY). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5, Geografiya. 2015;(5):17-24. (In Russ.)

Просмотров: 653


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0579-9414 (Print)