Preview

Вестник Московского университета. Серия 5. География

Расширенный поиск

Логистический комплекс как фактор занятости населения в городах Московской агломерации

https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.80.3.11

Аннотация

Рекордно низкий уровень безработицы и высокий спрос на услуги логистического комплекса в России, в том числе со стороны онлайн-ритейлеров, обострили дефицит кадров в сегменте. Отмечено, что спрос на трудовые ресурсы в логистическом комплексе растет в 1,5 раза быстрее, а предложение – на 20–25% медленнее, чем в целом по экономике. На примере Московской агломерации авторы выявили пространственные закономерности и особенности распределения занятости в логистическом комплексе.

Информационной базой исследования служат данные портала HeadHunter и Базы данных показателей муниципальных образований (БДПМО), пересчитанные по 10-километровым отрезкам в пределах Московской агломерации. Выделено пять поясов по доле занятых в логистическом комплексе и расстоянию от МКАД: 0–30 км (более 10% занятых в каждом 10-километровом отрезке), 30–60 км (3–5% занятых), 60–80 км (менее 2% занятых), 80–100 км (2–3% занятых), 100 км и более (более 5% занятых).

Ближний пояс к МКАД (0–30 км) концентрирует максимальное количество занятых в логистическом комплексе, однако из-за сокращения занятости в аэропортах с 2020 г. (после кризиса COVID-19 и геополитических событий 2022 г.) доля этого пояса снижается. Зона тяготения ЦКАД (30–60 км) увеличивала занятость за счет строительства новых крупных складских объектов, но в конце 2023 г. также испытала сокращения из-за оттока мигрантов. Минимум занятых в логистическом комплексе приходится на зону в 60–70 км (зона тяготения А-108), потенциально она перетянет на себя избыточную занятость из ближнего пояса за счет дальнейшего сдвига складского строительства на периферию агломерации. Занятость в периферийных поясах стала активно расти после 2021 г., что поддерживается увеличением занятости на новых крупных складских объектах онлайн-ритейлеров. Логистический комплекс остается излишне трудоемким сектором экономики, поэтому ожидаемым решением текущего дефицита кадров станет автоматизация линейных операций, особенно на крупных складских объектах.

Об авторах

М. А. Макушин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Аспирант, стажер-исследователь



А. А. Прямицын
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Градостроительный институт пространственного моделирования и развития «Мирпроект»
Россия

Аспирант, географический факультет



О. Е. Прусихин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Аспирант, ведущий инженер, географический факультет



Т. Б. Акынжанов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Казахстанский филиал
Казахстан

Ассистент

Астана



Список литературы

1. АнтоновЕ.В. Рынки труда городских агломераций вРоссии // Региональные исследования. 2020. Т. 2. № 68. С. 88–100.

2. Антонов Е.В. Трудовая мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010 года // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2016. № 2. С. 54–63.

3. Антонов Е.В., Махрова А.Г. Крупнейшие городские агломерации и формы расселения надагломерационного уровня в России // Известия РАН. Серия географическая. 2019. № 4. С. 31–45.

4. Бабкин Р.А., Медведникова Д.М. Пространственная трудовая мобильность как индикатор для структурирования Московской агломерации // Регион: экономика и социология. 2024. № 2. С. 157–181.

5. Бабурин В.Л., Горлов В.Н., Шувалов В.Е. Роль и основные функции внешней зоны в территориальной структуре Московского региона // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1988. № 4. С. 24–30.

6. Дыбская В.В., Сергеев В.И., Сергеев И.В. Продвинутая аналитика в цифровой трансформации цепей поставок // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика. 2021. С. 82–87.

7. Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Внутрирегиональная миграция населения в России: пригороды выигрывают у столиц // Известия РАН. Серия географическая. 2021. Т. 85. № 1. С. 24–38.

8. Куричев Н.К., Куричева Е.К. Взаимосвязь жилищного строительства в Московской агломерации и миграции в столичный регион // Известия РАН. Серия географическая. 2018. № 1. С. 5–20.

9. Куричева Е.К., Куричев Н.К. Механизмы экстенсивного и интенсивного развития Московской агломерации на макро- и микроуровнях // Проблемы развития территории. 2018. № 3(95). С. 90–106.

10. Макушин М.А., Горячко М.Д. Географические закономерности развития рынка складской недвижимости в Московской агломерации // Региональные исследования. 2022. № 1. С. 17–30.

11. Макушин М.А., Черепанова Е.А. Корпоративные стратегии пространственного развития складской недвижимости ритейлеров в Московской агломерации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2024. Т. 69. № 3. С. 416–435.

12. Махрова А.Г., Бочкарев А.Н. Анализ локальных рынков труда через трудовые маятниковые миграции населения (на примере муниципальных образований Москвы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2018. Т. 63. № 1. С. 56–68.

13. Махрова А.Г., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Московская область сегодня и завтра: тенденции и перспективы пространственного развития. М.: Новый хронограф, 2008. 344 с.

14. Blumenberg E., Siddiq F. Commute distance and jobshousing fit, Transportation, 2023, vol. 50, no. 3, p. 869–891.

15. Carlton D.W. The location and employment choices of new firms: An econometric model with discrete and continuous endogenous variables, The review of economics and statistics, 1983, vol. 65, no. 3, p. 440–449.

16. Chacon-Hurtado D. et al. Exploring the role of worker income and workplace characteristics on the journey to work, International Journal of Sustainable Transportation, 2019, vol. 13, no. 8, p. 553–566.

17. Gergin R.E., Peker İ. Literature review on success factors and methods used in warehouse location selection, Pamukkale üniversitesi mühendislik bilimleri dergisi, 2019, vol. 25, no. 9, p. 1062–1070.

18. Guerin L. et al. The geography of warehouses in the São Paulo Metropolitan Region and contributing factors to this spatial distribution, Journal of Transport Geography, 2021, vol. 91, no. 102976, 15 p.

19. Kang S. Warehouse location choice: A case study in Los Angeles, CA, Journal of Transport Geography, 2020, vol. 88, p. 102–297.

20. Социально-экономическое положение России, январь– март 2024 года: доклад. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-03-2024.pdf (дата обращения 15.04.2024).

21. Рынок труда в 2023: тенденции и прогнозы SuperJob. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/114374/rynok-truda-v-2023/ (дата обращения 23.04.2024).

22. Трудовые ресурсы для логистики: Москва и Московская область. IBC Real Estate. Август 2024. URL: https://ibcrealestate.ru/research/trudovyeresursy-skladskaya-nedvizhimost/ (дата обращения 05.01.2025).

23. HH Статистика: сервис открытой аналитики рынка труда. URL: https://stats.hh.ru/moscow (дата обращения 18.04.2024).

24. Данина Н. Рынок труда в середине 2023 года: никто не виноват, но что делать? Анализ данных, тренды и прогнозы от hh.ru. URL: https://hh.ru/article/31716 (дата обращения 18.04.2024).

25. Labour force riddle. URL: https://www.colliers.com/-/media/files/emea/slovakia/2018/07-2018-colliers-ceelabour-force-riddle-2018-final.ashx&ved=2ahUKEwiKj cKJ4dOGAxUzHBAIHSBYAC0QFnoECB4QAQ&usg =AOvVaw3KsiXm_iPSjCjBv2xaFwMx (дата обращения 08.05.2024).

26. Sustaining Industrial Labor Needs During and After the Pandemic. URL: https://www.cushmanwakefield.com/en/insights/sustaining-industrial-labor-needs-during-andafter-pandemic (дата обращения 08.04.2024).

27. Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод. URL: https://raexpert.ru/researches/regions/migration_regions_2023/ (дата обращения 15.04.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Макушин М.А., Прямицын А.А., Прусихин О.Е., Акынжанов Т.Б. Логистический комплекс как фактор занятости населения в городах Московской агломерации. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2025;(3):133-146. https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.80.3.11

For citation:


Makushin M.A., Pryamitsyn A.A., Prusikhin O.E., Akynzhanov T.B. Transportation and logistics services as a factor of employment in the cities of Moscow agglomeration. Lomonosov Geography Journal. 2025;(3):133-146. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.80.3.11

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0579-9414 (Print)