Пространственно-временные изменения мирового туристского рынка в крупнейшие кризисы начала XXI в.
https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.80.1.2
Аннотация
Современное мировое пространство характеризуется сложной неоднородной структурой, высокой степенью изменчивости, регулярно повторяющимися кризисами. Туризм одним из первых реагирует на любые политические, экономические, природно-климатические и прочие изменения. При этом очевидно, что в силу многообразия туристских регионов и факторов, влияющих на их формирование и развитие, эта реакция не может быть синхронной и идентичной. Варианты моделей поведения стран на мировом туристском рынке в рамках центр-периферийного подхода находятся в фокусе внимания
данной работы.
Объектом исследования выступают пространственно-временные изменения в международном туризме за 1995–2022 гг.
В указанный период времени мировая экономика претерпела три серьезных коллапса: кризис, связанный с терактом 11 сентября 2001 г., глобальный экономический кризис 2009 г. и пандемия COVID-19.
Цель работы заключается в осуществлении группировки национальных туристских дестинаций по признаку реакции на указанные кризисные периоды.
Для достижения цели применяются математико-статистические методы: кластерный анализ и метод, основанный на расчетах показателей темпа роста международных туристских прибытий. Дан сравнительный анализ сценариев поведения национальных туристских дестинаций как отдельно по каждому кризису, так и по всем трем кризисам в совокупности. В результате выявлены следующие модели поведения: 1) стабильно растущая; 2) запаздывающие: а) пролонгированной реакции; б) затяжного выхода; 3) модель стабильного спада; 4) оздоравливающего влияния; 5) быстрого выхода. В статье предлагается анализ совокупности факторов, влияющих на то или иное развитие событий в ряде отдельных стран. Исследование носит пилотный характер и может быть продолжено в направлениях изучения факторов, определяющих столь разную социально-экономическую динамику в туристских дестинациях, а также расширения используемого методического аппарата.
Об авторах
А. Ю. АлександроваРоссия
проф., д-р геогр. наук
географический факультет; кафедра рекреационной географии и туризма
Москва
В. Е. Домбровская
Россия
доц., канд. физ.-мат. наук
географический факультет; кафедра туризма и природопользования
Тверь
Список литературы
1. Абалаков А.Д., Панкеева Н.С. Особенности развития туризма в период глобального экономического кризиса // География и природные ресурсы. 2011. № 3. С. 111–117.
2. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002. 384 с.
3. Александрова А.Ю. Типология стран мира по уровню развития международного туризма // География и природные ресурсы. 2016. № 1. С. 14–22.
4. Александрова А.Ю., Аигина Е.В. Стратегии развития туризма в странах и регионах мира. М.: Кнорус, 2022. 302 с.
5. Бабурин В.Л., Горячко М.Д., Демидова К.В. и др. Ядропериферийная модель размещения промышленности: мир и Россия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2023. № 4. С. 3–17. DOI: 10.55959/MSU0579-9414.5.78.4.1.
6. Воронцова Е.А. Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития // Studia Humanitatis Borealis. 2015. № 1(4). С. 59–67.
7. Голубчиков С.Н., Хетагурова В.Ш., Брюханова Г.А. Экономический кризис как стимул развития рекреационно-туристского комплекса северного Подмосковья // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 2. С. 41–47.
8. Гуревич О.Ю., Кононов А.Ю., Ромеронова А.А. Туризм в эпоху COVID-19: меры поддержки и траектории восстановления // Вестник Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса. 2020. Т. 12. № 2. С. 61–72. DOI: 10.24866/VVSU/2073-3984/2020-2/061-072.
9. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1(2). С. 116–129.
10. Дудко В.В., Патаракин Е.Д. Исследование научных школ университета средствами библиометрического картирования // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского гос. ун-та. 2023. Т. 15. № 1. С. 150–167. DOI: 10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1/150-167.
11. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. 2013. № 3(9). С. 17–20.
12. Корчагин Е.П. Российский рынок туризма в условиях экономического кризиса // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6(146). С. 94–100.
13. Леонидова Е.Г. Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 2. С. 59–74.
14. Панин А.Н., Рыльский И.А., Тикунов В.С. Пространственные закономерности распространения пандемии COVID-19 в России и мире: картографический анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2021. № 1. С. 62–77.
15. Прокопенко Л.Я. VIP-туризм в Африке: история, развитие, проблемы и перспективы после пандемии COVID-19 // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. № 15(4). С. 137–158. DOI: 10.31249/kgt/2022.04.08.
16. Рубцова Н.В. Влияние современных экономических кризисов на эффективность функционирования сферы туристско-рекреационных услуг регионов Прибайкалья // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 7(454). С. 1376–1390.
17. Статистический словарь / гл. ред. М.А. Королев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989. 623 с.
18. Степанов М.А. Последствия пандемии COVID-19 для международного туризма в 2020 г.: коллапс или метаморфоза? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2021. № 6. С. 27–39.
19. Цехла С.Ю. Развитие международного туризма: тенденции и социально-экономические процессы // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2021. Т. 7. № 1. С. 38–47. DOI: 10.37279/2309-7663-2021-7-1-38-47.
20. Compendium of Tourism Statistics, 2006–2010, Madrid, World Tourism Organization (UNWTO), 2012, 664 р.
21. International tourism faces deepest crisis in history, UNWTO World Tourism Barometer, 2020, vol. 18, iss. 2, May, p. 19.
22. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: https://www.dissercat.com/ (дата обращения 25. 08. 2024).
23. И немедленно выехал // Коммерсант. 31. 03. 2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6592094 (дата обращения 25. 08. 2024).
24. Южная Корея набирает популярность в медицинском туризме // РИА новости. 29. 04. 2010. URL: https://ria.ru/20100429/228167889.html (дата обращения 25. 08. 2024).
25. The UNWTO Tourism Data Dashboard, URL: https://www.unwto.org/tourism-data/unwto-tourism-dashboard (дата обращения 25. 08. 2024).
26. UN Tourism Barometer, 2023, URL: https://www.unwto.org/un-tourism-world-tourism-barometer-data (дата обращения 25. 08. 2024).
27. key tourism statistics. Inbound Tourism, 2024, URL: https://www.unwto.org/tourism-statistics/key-tourism-statistics (дата обращения 25. 08. 2024).
28. Methodological Notes to the Tourism Statistics Database, Madrid, Spain, 2019, DOI: 10.18111/9789284420476, URL: https://webunwto.s3-eu-west-1.amazonaws.com/imported_images/51701/methodological_notes_2019.pdf (дата обращения 25. 08. 2024).
29. Dehoorne O., Murat C., Petit-Charles N. International tourism in the Caribbean Area: Current Status and Future Prospects, Études caribéennes, 8. 16. 2010, URL: http://journals.openedition.org/etudescaribeennes/4713, DOI: 10.4000/etudescaribeennes.4713 (дата обращения 25. 08. 2024).
30. UNWTO World Tourism Barometer May 2020, Special focus on the Impact of COVID-19, URL: https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2020-05/Barometer_May2020_full.pdf (дата обращения 25. 08. 2024).
Рецензия
Для цитирования:
Александрова А.Ю., Домбровская В.Е. Пространственно-временные изменения мирового туристского рынка в крупнейшие кризисы начала XXI в. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2025;(1):24-40. https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.80.1.2
For citation:
Aleksandrova А.Yu., Dombrovskaya V.E. Spatial and temporal changes of the world tourist market during the major crises of the early 21st century. Lomonosov Geography Journal. 2025;(1):24-40. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.80.1.2