ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ В ОСНОВАНИЯХ ДОРОГ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ2
Аннотация
Рассмотрены направленность и основные причины изменения температурного режима в основаниях дорожных насыпей в криолитозоне. В программе “WARM” выполнено моделирование температурного поля в основании дорожных насыпей для 11 пунктов криолитозоны с учетом их климатических и геокриологических особенностей. По результатам моделирования выделено 4 основных типа многолетнего квазистационарного состояния температурного поля в основаниях дорог: устойчивый, переходный низкотемпературный, переходный высокотемпературный и неустойчивый. Рассмотрены основные причины их формирования: дополнительный разогрев искусственно созданных поверхностей, перераспределение снега и особенности морфологии дорожной насыпи, препятствующие равномерному промерзанию мерзлых грунтов в ее основании. Сделан вывод о влиянии характерных неравномерностей температурного поля на сезонную и многолетнюю динамику геокриологических условий в природно-технической системе земляного полотна. На основании литературных источников и полевых наблюдений проведена апробация результатов моделирования, показавшая их высокую сходимость с результатами натурных наблюдений. Отмечено, что в регионах, где по результатам расчета отмечается устойчивый и переходный низкотемпературный тип квазистационарного температурного поля, также наблюдаются деформации дорожных насыпей, вызванные динамическими нагрузками либо активизацией опасных криогенных процессов.
Об авторе
В. А. ИсаковРоссия
Аспирант; географический факультет, кафедра криолитологии и гляциологии
Список литературы
1. Архив климатических данных. URL: http://climatebase.ru (дата обращения: 25.11.2014).
2. Бедрин Е.А., Дубенков А.А. Анализ причин сверхнормативных деформаций на автомобильных дорогах в условиях высокотемпературной мерзлоты (по результатам мониторинга автомобильной дороги “Амур”) // Вестн. СибАДИ. 2014. Вып. 3 (37). С. 48–52. Bedrin E.A., Dubenkov A.A. Analiz prichin sverhnormativnyh deformacij na avtomobil’nyh dorogah v uslovijah vysokotemperaturnoj merzloty (po rezul’tatam monitoringa avtomobil’noj dorogi “Amur”) [Analysis of reason above-level road deformation on high-temperature permafrost (monitoring road “Amur” results)], Vestnik SibADI, 2014, V. 3 (37), pp. 48–52 (in Russian).
3. Бедрин Е.А., Завьялов А.М., Завьялов М.А. Обеспечение термической устойчивости основания земляного полотна автомобильных дорог. Омск: СибАДИ, 2012. 178 с. Bedrin E.A., Zav’jalov A.M., Zav’jalov M.A. Obespechenie termicheskoj ustojchivosti osnovanija zemljanogo polotna avtomobil’nyh dorog [Maintenance of road basement temperature stability], SibADI, Omsk, 2012, 178 p. (in Russian).
4. Ведомственные строительные нормы. ВСН 61-89. Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах вечной мерзлоты. М.: ВПТИтрансстроя Мин-ва транспортного строительства, 1990. 208 с. Vedomstvennye stroitel’nye normy. VSN 61-89. Izyskanija, proektirovanie i stroitel’stvo zheleznyh dorog v rajonah vechnoj merzloty [Departmental building regulations 61-89. Engineering investigations, design and construction railroads on permafrost regions], VPTItransstroja ministerstva transportnogo stroitel’stva, Moscow, 1990, 208 p. (in Russian).
5. Исаков В.А. Основные типы и причины развития деформаций автомобильных и железных дорог в Норильском промышленном районе // Мат-лы X Междунар. конф. по мерзлотоведению (TICOP) “Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой в меняющемся мире”. Т. 3. Тюмень: Печатник, 2012. С. 207–211. Isakov V.A. Osnovnye tipy i prichiny razvitija deformacij avtomobil’nyh i zheleznyh dorog v Noril’skom promyshlennom rajone [Main types and causes of deformations on railways and roads in the Norilsk industrial district], Proceedings of the Tenth International Conference on Permafrost “Resources and Risks of Permafrost Areas in a Changing World”, Vol. 2, The Northern Publisher, Salekhard, 2012, pp. 133–136.
6. Исаков В.А., Наумов М.С., Телков Ф.С. Обследование грунтов основания на направлении Улак–Эльга // Путь и путевое хозяйство. 2013. № 4. C. 28–31. Isakov V.A., Naumov M.S., Telkov F.S. Obsledovanie gruntov osnovanija na napravlenii Ulak–Jel’ga [Investigation of railway Ulak-Jel’ga ground basement], Put’ i putevoe hozjajstvo, 2013, no 4, pp. 28–31 (in Russian).
7. Исаков В.А., Телков Ф.С. Геокриологический мониторинг на объектах дорожной сети в криолитозоне России // Инженерные изыскания в строительстве: Мат-лы IX науч.-практ. конф. молодых специалистов. М.: ОАО “ПНИИИС”, 2013. C. 191–197. Isakov V.A., Telkov F.S. Geokriologicheskij monitoring na ob’ektah dorozhnoj seti v kriolitozone Rossii [Monitoring of permafrost on Russian road network] Engineering investigations for construction: Proceedings of the Nine scientificpractice conference of young specialists, Moscow, OAO “PNIIIS”, 2013, pp. 191–197 (in Russian).
8. Каган А.А., Кривоногова Н.Ф. Многолетнемерзлые скальные основания сооружений. Л.: Стройиздат, 1978. 208 с. Kagan A.A., Krivonogova N.F. Mnogoletnemerzlye skal’nye osnovanija sooruzhenij [Permafrost bedrock foundation], Stroyizdat, Leningrad, 1978, 208 p. (in Russian).
9. Канаев Ф.С. Инженерные изыскания на крайнем севере на основе ландшафтно-геокриологического метода. М.: Центр инжиниринга, маркетинга и рекламы “ТИМР”, 1994. 139 с. Kanaev F.S. Inzhenernye izyskanija na krajnem severe na osnove landshaftno-geokriologicheskogo metoda. [Engineering investigations in arctic regions on a basis of landscapegeocryological methods], Centr inzhiniringa, marketinga i reklamy “TIMR”, Moscow, 1994, 139 p. (in Russian).
10. Кондратьев В.Г. Новые методы и технологии управления состоянием грунтов тела и основания земляного полотна железной дороги в криолитозоне // Геотехника. 2011. № 2. C. 28–39. Kondrat’ev V.G. Novye metody i tehnologii upravlenija sostojaniem gruntov tela i osnovanija zemljanogo polotna zheleznoj dorogi v kriolitozone [New methods and technology of control roadbed conditions in permafrost zone], Geotehnika, 2011, no 2, pp. 28–39 (in Russian). Криолитологическая карта СССР. 1:4 000 000, М.: ГУГК, 1985. Kriolitologicheskaja karta SSSR. 1:4 000 000 [USSR Cryolitologic map 1:4 000 000], GUGK, 1985 (in Russian).
11. Кудрявцев В.А., Гарагуля Л.С., Кондратьева К.А. и др. Методика мерзлотной съемки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 358 с. Kudryavcev V.A., Garagulja L.S., Kondrat’eva K.A. et al. Metodika merzlotnoj s’emki [Methods of permafrost survey], Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, 1979, 358 p. (in Russian).
12. Лисицына О.М., Минайлов Г.П., Романовский Н.Н., Пармузин С.Ю. Линейное строительство // Геокриология СССР. Восточная Сибирь и Дальний Восток. М.: Недра, 1989. С. 452–457. Lisicyna O.M., Minajlov G.P., Romanovskij N.N., Parmuzin S.Ju. Linejnoe stroitel’stvo [Linear construction], Geokriologija SSSR. Vostochnaja Sibir’ i Dal’nij Vostok, Moscow, Nedra, 1989, pp. 452–457 (in Russian).
13. Основы мерзлотного прогноза при инженерно-геологич еских исследованиях / Под ред. В.А. Кудрявцева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 431 с. Osnovy merzlotnogo prognoza pri inzhenerno-geologicheskih issledovanijah / Pod red. V.A. Kudryavceva [Principals of geocryological forecast in the process of engineeringgeological studies / Ed. by V.A. Kudryavcev], Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, 1974, 431 p. (in Russian).
14. Пармузин С.Ю. Тепловая инерция многолетнемерзлых горных пород и их устойчивость к изменениям внешнего теплообмена // Основы геокриологии. Ч. 6. Геокриологический прогноз и экологические проблемы в криолитозоне / Под ред. Э.Д. Ершова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С. 108–121. Parmuzin S.Ju. Teplovaja inercija mnogoletnemerzlyh gornyh porod i ih ustojchivost’ k izmenenijam vneshnego teploobmena [Thermal inertia of frozen grounds and their stability under changing external heat transfer], Osnovy geokriologii, Vol. 6, Geokriologicheskij prognoz i ekologicheskie problemy v kriolitozone / Pod red. E.D. Ershova, Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, 2008, pp. 108–121 (in Russian).
15. Региональная криолитология / Под ред. А.И. Попова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 256 с. Regional’naja kriolitologija / Pod red. A.I. Popova [Regional cryolithology / Ed. by A.I. Popov], Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, 1989, 256 p. (in Russian). Строительные нормы и правила. СНиП 2.02.04-88.
16. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. М.: ЦИПТ Госстроя СССР, 1990. 56 с. Stroitel’nye normy i pravila. SNiP 2.02.04-88. Osnovanija i fundamenty na vechnomerzlyh gruntah [Constraction norms and regulations. SNiP 2.02.04-88. Basement and foundation on frozen ground], CIPT Gosstroja SSSR, Moscow, 1990, 56 p. (in Russian).
17. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Железные дороги колеи 1520 мм. СНиП 32-01-95. М.: Минстрой России, 1995. 45 с. Stroitel’nye normy i pravila Rossijskoj Federacii. Zheleznye dorogi kolei 1520 mm. SNiP 32-01-95 [Constraction norms and regulations of Russian Federation. Railroads with rail gage 1520 mm. SNiP 32-01-95], Minstroy Rossii, Moscow, 1995, 45 p. (in Russian).
18. Строительные нормы и правила. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. М.: ЦИПТ Госстроя СССР, 1987. 55 с. Stroitel’nye normy i pravila. SNiP 2.05.02-85. Avtomobil’nye dorogi [Constraction norms and regulations. SNiP 2.05.02-85. Roads], CIPT Gosstroja SSSR, Moscow, 1987, 55 p. (in Russian).
19. Хрусталев Л.Н. Основы геотехники в криолитозоне. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. 541 с. Hrustaljov L.N. Osnovy geotehniki v kriolitozone [Principals of geotechnics in permafrost zone], Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, 2005, 541 p. (in Russian).
20. Хрусталев Л.Н., Емельянов Н.В., Пустовойт Г.П., Яковлев С.В. Программа расчета теплового взаимодействия инженерных сооружений с вечномерзлыми грунтами “WARM” / Свидетельство № 940281. РосАПО, 1994. Hrustaljov L.N., Emel’janov N.V., Pustovojt G.P., Jakovlev S.V. Programma rascheta teplovogo vzaimodejstvija inzhenernyh sooruzhenij s vechnomerzlymi gruntami “WARM” / Svidetel’stvo № 940281 [Software for calculation thermal interaction between engineering structure and frozen grounds “WARM” / Patent N 940281], RosAPO, 1994 (in Russian).
21. Шаманова И.И., Титков С.Н., Максимов А.В. Техногенные изменения геокриологических условий железнодорожной линии Обская–Бованенково (полуостров Ямал) по результатам инженерно-геокриологического мониторинга // Мат-лы Х Междунар. конф. по мерзлотоведению (TICOP): “Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой в меняющемся мире” Т. 5. Тюмень: Печатник, 2012. С. 337–339. Shamanova I.I., Titkov S.N., Maksimov A.V. Tehnogennye izmenenija geokriologicheskih uslovij zheleznodorozhnoj linii Obskaya–Bovanenkovo (poluostrov Jamal) po rezul’tatam inzhenerno-geokriologicheskogo monitoringa [The anthropogenic changes in the geocryological conditions of the Obskaya-Bovanenkovo railway line (the Yamal peninsula) based on the results of the engineering and geocryological monitoring], Proceedings of the Tenth International Conference on Permafrost “Resources and Risks of Permafrost Areas in a Changing World”, Vol. 4. The Fort Dialog-Iset Publisher, Tyumen, Ekaterinburg, 2012, pp. 524–525.
22. Шполянская Н.А. Глобальные изменения климата и эволюция криолитозоны. М., 2008. 132 с. Shpolyanskaja N.A., Global’nye izmenenija klimata i jevoljucija kriolitozony [Global changes and evolution permafrost zone], Moscow, 2008, 132 p. (in Russian).
Рецензия
Для цитирования:
Исаков В.А. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ В ОСНОВАНИЯХ ДОРОГ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ2. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2015;(3):25-34.
For citation:
Isakov V.A. TEMPERATURE REGIME OF ROAD BASEMENTS IN THE PERMAFROST. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5, Geografiya. 2015;(3):25-34. (In Russ.)