Географические особенности адаптации иностранных студентов в России
https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.79.5.12
Аннотация
В условиях нарастания рисков в демографическом развитии России привлечение иностранных студентов в высшие учебные заведения рассматривается как важный ресурс пополнения человеческого капитала. В статье проанализированы динамика и география студентов-иностранцев в России. Раскрыты основные тенденции распределения иностранных студентов по странам выбытия, выявлена территориальная дифференциация регионов России по приему иностранных студентов. Престижность российских университетов достаточно высока для выходцев из стран Азии и Африки. География миграционного потока в столичных и крупных региональных вузах довольно разнообразна, в небольших региональных вузах преобладают иностранные студенты из одной страны. В региональные вузы поступают студенты с менее высокими баллами по сравнению со столичными университетами. Прослеживается увеличение доли иностранных студентов в периферийных университетах. На основе данных, собранных в ходе фокус-групп и нарративных интервью в нескольких российских университетах, установлены страновые особенности мотивации принятия решения при выборе России для получения образования, пути и формы протекания адаптационных процессов, возможные траектории жизненного пути после завершения обучения. Анализ эмпирического материала позволил выявить пять основных поведенческих моделей адаптации иностранных студентов с учетом стран выхода, формирующиеся на основе их повседневного опыта и практик взаимодействия с принимающим сообществом. Наиболее перспективны в качестве «демографического ресурса» студенты из стран Центральной Азии. Экспертный опрос методом полуструктурированного интервью сотрудников университетов, работающих с иностранными студентами в шести регионах России, помог уточнить основные проблемы адаптации иностранных студентов и определить пути их решения. К наиболее острым проблемам отнесены плохая языковая подготовка и низкий уровень навыков межкультурной коммуникации
Ключевые слова
Об авторах
Н. А. ЩитоваРоссия
кафедра социально-экономической географии,
Проф., д-р геогр. наук
Ю. Ф. Зольникова
Россия
кафедра социально-экономической географии,
Доц., канд. геогр. наук
И. А. Соловьев
Россия
кафедра социально-экономической географии,
Доц., канд. геогр. наук
В. С. Белозеров
Россия
кафедра социально-экономической географии,
Зав. кафедрой, д-р геогр. наук
Список литературы
1. Арефьев А.Л., Максименко А.Ф. Африка как перспективный поставщик студентов на мировой рынок образования (опыт обучения африканцев в СССР и РФ) // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 409–415.
2. Баранов А.С. Мигранты-студенты и студенты-мигранты: адаптация инокультурных мигрантов в российских вузах // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2017. № 11-2(30). С. 83–88.
3. Бекленищева М.В. Иностранные студенты в советских вузах в 1940–1980-е гг.: проблемы адаптации и взаимодействия (на материалах Свердловской области) // Человеческий капитал. 2021. № 4(148). С. 42–57. DOI: 10.25629/HC.2021.04.03.
4. Белозеров В.С., Щитова Н.А., Чихичин В.В. и др. Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации (на примере Северо-Кавказского федерального университета) // Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 4. С. 79–92.
5. Гусейн-заде Р.Г., Деревянченко А.А. Иностранные студенты в российских вузах // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. С. 139–156. DOI: 10.17805/zpu.2021.1.10.
6. Лебедева Т.В. Особенности современной международной образовательной иммиграции в российских регионах // Проблемы развития территории. 2024. Т. 28. № 1. С. 132–146. DOI: 10.15838/ptd.2024.1.129.9.
7. Лепшокова З.Х. Взаимная аккультурация мигрантов и принимающего населения: модели, методики, ключевые исследования и вызовы // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 2. С. 55–73. DOI: 10.17759/ sps.2022130205.
8. Мичурина Ф.З., Фотина О.В. Тенденции образовательной миграции в составе конструктивных направлений развития высшей школы // Географический вестник. 2019. № 2(49). С. 56–66. DOI: 10.17072/2079-7877-2019-2-56-66.
9. Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы / В.И. Мукомель и др. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 400 с. DOI: 10.19181/ monogr.978-5-89697-407-9.2022.
10. Мухаметшина Н.С., Костюкова Е.И., Паренькова О.Р. Социальная адаптация иностранных студентов: опыт российских вузов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. 2021. Т. 3. № 4. С. 44–51. DOI: 10.37313/2658-4816-2021-3-4-44-51.
11. Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Привлечение в вузы образовательных мигрантов: обзор институциональных ресурсов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16. № 5. С. 230– 246. DOI: 10.15838/esc.2023.5.89.13.
12. Рязанцев С.В. Видит ли миграционная политика России человека? (Антропологическое измерение российской миграционной политики) // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59. С. 167–177. DOI: 10.17223/19988613/59/22.
13. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 2. С. 420–435. DOI: 10.17059/2019-2-9.
14. Салин П.Б., Юшков И.В. Советский опыт работы с иностранными студентами: геополитический аспект // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2019. № 9(6). С. 14–17. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-14-17.
15. Скляров Е.С. Уровень и характер социокультурной адаптации иностранных студентов в российском регионе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2023. № 3. С. 152–164. DOI: 10.24412/2071-6141-2023-3-152-164.
16. Соловьев И.А., Фрайер П.Дж., Щитова Н.А. и др. Пространственный анализ международной студенческой иммиграции в России // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2021. Т. 27. № 4. С. 402–414. DOI: 10.35595/2414-9179-2021-4-27-402-414.
17. Сопнев Н.В., Соловьев И.А. Картографическое обеспечение исследования территориальных особенностей студенческой иммиграции в России // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2022. Т. 28. Ч. 2. С. 126–145. DOI: 10.35595/2414-9179-2022-2-28-126-145.
18. Стриелковски В., Киселева Л.С., Синева А.Ю. Тенденции международной образовательной миграции (на примере Финляндии) // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 1. С. 32–49. DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.032-049.
19. Таишева В.В. Образовательная миграция в смысловом пространстве политической науки: обзор теоретических подходов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Вып. 22. № 3. С. 367–386. DOI: 10.22363/2313-1438-2020-22-3-367-386.
20. Хаджаев З.Ш. Образовательная иммиграция в Россию: сущность и проблемы адаптации // Миграция как ресурс социально-экономического и демографического развития: сб. статей. Серия «Демография. Социология. Экономика». 2019. Т. 5. № 3. С. 380–386.
21. Шумилова А.С. Формирование и развертывание системы иностранных студентов в вузах Советского Союза // Журнал российских исследований. 2022. № 7. С. 53– 65. DOI: 10.48068/rusad.1126681.
22. Chen M., Howell J., Smith J. Best and brightest? The impact of student visa restrictiveness on who attends college in the US, Labour Economics, 2021, vol. 84, 70 р. DOI: 10.1016/j.labeco.2023.102385.
23. Lee C.S. Global linguistic capital, global cultural capital: International student migrants in China’s two-track international education market, International Journal of Educational Development, 2019, vol. 67, p. 94–102.
24. Matera C., Catania M.A. Correlates of international students’ intergroup intentions and adjustment: The role of metastereotypes and intercultural communication apprehension, International Journal of Intercultural Relations, 2021, vol. 82(1), p. 288–297, DOI: 10.1016/j.ijin-trel.2021.04.011.
25. Sarmiento A.V., Pérez M.V., Bustos C. et al. Inclusion profile of theoretical frameworks on the study of sociocultural adaptation of international university students, International Journal of Intercultural Relations, 2019, vol. 70, p. 19–41. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2019.02.004.
26. Yerken A., Nguyen Luu L.A. A stepping stone to the “West”: Academic adaptation of international students from post-Soviet countries in Hungary, International Journalof Intercultural Relations, 2022, vol. 89, p. 183–194, DOI: 10.1016/j.ijintrel.2022.06.005.
27. Электронный ресурс
28. Майер А. Россия заняла шестое место в мире по числу иностранных студентов. URL: https://www.vedomosti. ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov (дата обращения 22.03.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Щитова Н.А., Зольникова Ю.Ф., Соловьев И.А., Белозеров В.С. Географические особенности адаптации иностранных студентов в России. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2024;(5):141-154. https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.79.5.12
For citation:
Shchitova N.A., Zolnikova J.F., Soloviev I.A., Belozerov V.S. Geographical features of foreign students’ adaptation in Russia. Lomonosov Geography Journal. 2024;(5):141-154. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.79.5.12