Preview

Вестник Московского университета. Серия 5. География

Расширенный поиск

Креативные индустрии в крупнейших городах Японии

https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.4.7

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей креативных индустрий в японских городах с населением более 1 млн человек. Поскольку в Японии до сих пор не выработано универсальное определение креативных индустрий и нет официально принятой их классификации, в данном исследовании на базе анализа и агрегирования различных источников информации разработан авторский классификатор креативных индустрий, учитывающий особенности японской культуры и традиций. Анализ креативных индустрий в крупнейших городах позволил определить, что наиболее развитым креативным сектором в Японии является передовая креативная индустрия – «IT и компьютерные сервисы». Из традиционных отраслей наиболее широко распространены «ремесла и прикладное искусство» и «архитектура». Для всех 12 анализируемых городов были рассчитаны коэффициенты специализации – соотношение доли креативных организаций и занятых в креативных индустриях по городу к соответствующим долям отрасли по стране – и построены лепестковые диаграммы для всех креативных индустрий. В результате было получено представление о креативном профиле каждого из крупнейших японских городов на национальном уровне. Для выявления территориальных различий в развитии креативных индустрий в городах Японии применялся сравнительно-географический метод, а для определения территориальной структуры креативных индустрий на национальном уровне – картографический. Показано, что креативные отрасли распределены по территории страны неравномерно и территориальная структура креативных индустрий в Японии является моноцентрической – с гиперконцентрацией в Токио, «креативном хабе» всей страны, который намерены превратить в креативный центр Азии. По мере уменьшения численности населения города прослеживается довольно плавное снижение числа креативных организаций и занятых в креативных отраслях. Развитие креативного сектора – важная составляющая национальной политики Cool Japan, в рамках которой японские традиции и культурное наследие рассматриваются как инновации для экономического роста и развития креативных индустрий. В зависимости от числа выявленных креативных специализаций были выделены «креативные ядра» первого, второго и третьего порядков, которые можно рассматривать как потенциальные креативные центры своих регионов.

Об авторах

А.-А. А. Зверева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

географический факультет, кафедра социально-экономической географии, Бакалавр географии



И. С. Тихоцкая
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

географический факультет, кафедра социально-экономической географии, Канд. экон. наук, доц.



Список литературы

1. Белова Е.Д. География мировой киноиндустрии как части креативной экономики и фактора развития других отраслей (на примере кинематографического туризма): дис. … канд. геогр. наук. М., 2020. 260 с.

2. Замятина Н.Ю. Креативный класс, символический капитал и территория // Общественные науки и современность. 2013. № 4. С. 130–139.

3. Зеленцова Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики. М.: Т8 Rugram, 2021. 210 с.

4. Креативная экономика Москвы в цифрах / под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 108 с.

5. Куриэитибу сангё-но дзиттай то кадай-ни кансуру тёса. Токио: Управление по вопросам промышленности и труда префектуры Токио, 2015. 57 с. (На яп. языке)

6. Меркушева О.А. Региональная политика Японии на общенациональном и местном уровне: дис. … канд. геогр. наук. М., 2016. 217 с.

7. Социально-экономическая география Японии / под ред. И.С. Тихоцкой. М.: Аспект Пресс, 2016. 528 с.

8. Тихоцкая И.С., Боратинский В.И. Типология городских зон занятости // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2020. № 2. С. 73–81.

9. Flew T. Toward a cultural economic geography of creative industries and urban development: introduction to the special issue on creative industries and urban development, The Information Society, 2010, vol. 26, no. 2, p. 85–91.

10. Florida R. The rise of the creative class, New York, Basic Books, 2014, 512 p.

11. Foord J. Strategies for creative industries: an international review, Creative Industries Journal, 2009, vol. 1, no. 2, p. 91–113.

12. Grodach C. Urban cultural policy and creative city making, Cities, 2017, vol. 68, p. 82–91.

13. Iwabuchi K. Cool Japan, creative industries, and diversity, Re-imagining creative cities in twenty-first century Asia, X. Gu, M.K. Lim, J. O’Connor (еds.), Cham, Palgrave Macmillan, 2020, p. 187–199.

14. Kakiuchi E. Culturally creative cities in Japan: Reality and prospects, City, Culture and Society, 2016, vol. 7, no. 2, p. 101–108.

15. Kawashima N. Cool Japan and creative industries: an evaluation of economic policies for popular culture industries in Japan, Asian Cultural Flows: Cultural Policies, Creative Industries, and Media Consumers, N. Kawashima, H.-K. Lee (еds.), Singapore, Springer, 2018, p. 19–36.

16. Kikuchi T., Sugai T. Tokyo as a Global City: New Geographical Perspectives, Singapore, Springer, 2018, 334 p.

17. Kong L. From cultural industries to creative industries and back? Towards clarifying theory and rethinking policy, Inter-Asia Cultural Studies, 2014, vol. 15, no. 4, p. 593–607.

18. Landry C. The creative city: A toolkit for urban innovators, London, Routledge, 2008, 300 p.

19. Lorenzen M. The Geography of the creative industries: Theoretical stocktaking and empirical illustration, The New Oxford Handbook of Economic Geography, Oxford, Oxford University Press, 2018, p. 305–323.

20. McGray D. Japan’s gross national cool, Foreign policy, 2002, vol. 130, p. 44–54.

21. Oyama S. Japanese creative industries in globalization, Routledge Handbook of New Media in Asia, L. Hjorth, O. Khoo (еds.), New York, Routledge, 2016, p. 322–332.

22. Scott A.J. Beyond the creative city: cognitive-cultural capitalism and the new urbanism, Regional Studies, 2014, vol. 48, no. 4, p. 565–578.

23. Sasaki M. Urban regeneration through cultural creativity and social inclusion: Rethinking creative city theory through a Japanese case study, Cities, 2010, vol. 27, p. S3–S9.

24. Yoshimoto M. Creative industry trends – The creative industry profiles of Japan’s ordinance-designated cities, NLI Research Report, 2009, p. 1–8.

25. Креативные специализации российских городов. 2022. URL: https://www.hse.ru/data/2022/02/17/1747882405/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_Creative_Cities_02-2022.pdf (дата обращения 21.02.2022).

26. Cool Japan Strategy, 2012, URL: https://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/120116_01a.pdf (дата обращения 28.01.2022).

27. Creative Industries Mapping Documents, 2001, URL: https:// assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/183544/2001part1-foreword2001.pdf (дата обращения 30.01.2022).

28. Ginza Six, 2017, URL: https://www.kajima.co.jp/english/tech/kd/works/detail.html?id=117&year=2017&kind=0 (дата обращения 20.11.2022).

29. Industrial Classification used in the 2016 Economic Census for Business Activity, URL: https://www.stat.go.jp/english/data/e-census/2016/industry.html (дата обращения 16.02.2022).

30. Promotion of the Cool Japan Strategy and the Creative Tokyo Project, 2012, URL: https://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/121016_01b.pdf (access date 28.01.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Зверева А.А., Тихоцкая И.С. Креативные индустрии в крупнейших городах Японии. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2023;(4):75-86. https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.4.7

For citation:


Zvereva A.A., Tikhotskaya I.S. Creative industries in major cities of Japan. Lomonosov Geography Journal. 2023;(4):75-86. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.4.7

Просмотров: 489


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0579-9414 (Print)