Глобальные производственные сети в швейной промышленности Азии
https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.3.6
Аннотация
Швейная промышленность как важнейшая часть жизнеобеспечивающего промышленного комплекса и одна из наиболее глобализированных, фрагментированных и географически мобильных отраслей представляет базу для эмпирических исследований международного распределения производства и потребления. Статья посвящена анализу процессов формирования в швейной промышленности глобальных производственных сетей как результата деятельности транснациональных компаний в разнообразных географических контекстах в масштабе городов, регионов и целых государств в азиатском регионе. Такие производственные сети становятся не только более сложными с организационной точки зрения, но и все более глобальными по своему географическому охвату. Рассматриваются основные пространственные и структурные характеристики глобальных производственных сетей ведущих компаний отрасли (Nike, H & M и Fast Retailing) методом геокодирования и агрегирования данных с помощью геоинформационных систем. На основе полученного распределения строится картографический материал, качественный анализ которого в сочетании со статистическими данными по отрасли позволяет составить комплексное представление о ключевых ареалах производства одежды в Азии. Полученные результаты демонстрируют, что специфика производственных сетей этих фирм, несмотря на их различия (начиная от ценового сегмента продукции до стратегии закупок), повторяется, а их поставщики концентрируются в крупнейших городах и столичных агломерациях Азии. В швейной промышленности, как и на карте мирового экономического ландшафта в целом, неоспоримо возрастает роль стран азиатского региона. Было выявлено, что от 55 до 92 % поставщиков ведущих фирм концентрируются именно в Азии.
Об авторах
В. В. АкимоваРоссия
ст. науч. сотр., канд. геогр. наук
географический факультет
кафедра социально-экономической географии зарубежных стран
Центр стратегий регионального развития
Институт прикладных экономических исследований
Москва
М. А. Купцова
Россия
студент
географический факультет
кафедра социально-экономической географии зарубежных стран
Москва
Список литературы
1. Chester T., Ning C., Zhang Z. How do Industry Clusters Success: A Case Study in China’s Textiles and Apparel Industries, Journal of Textile and Apparel, Technology and Management, 2004, vol. 4, iss. 2.
2. Coe N. M. Geographies of production II: A global production network A–Z, Progress in Human Geography, 2011, vol. 36, no. 3, p. 389–402, DOI: 10.1177/0309132511402784.
3. Coe N. M., Dicken P., Henderson J., Hess M., Yeung H. W.-C. Global Production Networks and the Analysis of Economic Development. Review of International Political Economy, 2002, vol. 9, no. 3, p. 436–464, DOI: 10.1080/09692290210150842 .
4. Dicken P., Hassler M. Organizing the Indonesian Clothing Industry in the Global Economy: The Role of Business Networks, Environment and Planning A: Economy and Space, 2000, vol. 32, no. 2, p. 263–280, DOI: 10.1068/a31172.
5. Donaghu M. T., Barff R. Nike just did it: International Subcontracting and Flexibility in Athletic Footwear Production, Regional Studies, 1990, vol. 24, no. 6, p. 537–552, DOI: 10.1080/00343409012331346204.
6. Ernst D. Global production networks and the changing geography of innovation systems. Implications for developing countries, Economics of Innovation and New Technology, 2002, vol. 11, no. 6, p. 497–523, DOI: 10.1080/10438590214341.
7. Commodity Chains and Global Capitalism, G. Gereffi, M. Korzeniewicz (eds.), Westport, CT, Greenwood Press, 1994, p. 17–20.
8. Gibbon P. Governance, Entry Barriers, Upgrading: A Re-Interpretation of Some GVC Concepts from the Experience of African Clothing Exports, Competition and Change, 2008, vol. 12, no. 1, p. 29–48, DOI: 10.1179/102452907X264511 .
9. Hopkins T. K., Wallerstein I. Commodity Chains in the World-Economy Prior to 1800, Review, 1986, vol. 10, no. 1, p. 157–170.
10. Humphrey J., Gereffi G., Sturgeon T. The governance of global value chains, Review of International Political Economy, 2005, vol. 12, p. 78–104, DOI: 10.1080/09692290500049805.
11. Kudo T. How Has the Myanmar Garment Industry Evolved? Fukunishi (ed.), Dynamics of the Garment Industry in Low-Income Countries: Experience of Asia and Africa, Ide-Jetro, 2012, p. 46–56.
12. Le Q. A., Nguyen B. L., Tran V. A. The Belt and Road Initiative and Its Perceived Impacts on the Textile and Garment Industry of Vietnam, Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 2019, vol. 5, no. 3, p. 59.
13. Liu L., Mei S. Visualizing the GVC research: a co-occurrence network based bibliometric analysis, Scientometrics, 2016, vol. 109, p. 953–977, DOI: 10.1007/s11192-016-2100-5.
14. Mezzadri A. Indian Garment Clusters and CSR Norms: Incompatible Agendas at the Bottom of the Garment Commodity Chain, Oxford Development Studies, 2014, vol. 42, no. 2, p. 238–258, DOI: 10.1080/13600818.2014.885939.
15. Mizuno A. Labour Migration and Relocation of Apparel Production between Thailand and Myanmar, Journal of Southeast Asian Economies, 2020, vol. 37, no. 2, p. 181–198.
16. Natsuda K., Goto K., Thoburn J. Challenges to the Cambodian Garment Industry in the Global Garment Value Chain, The European Journal of Development Research, 2010, vol. 22, no. 4, p. 469–493, DOI: 10.1057/ejdr.2010.21.
17. Pickles J., Zhu S. Bring In, Go Up, Go West, Go Out: Upgrading, Regionalisation and Delocalisation in China’s Apparel Production Network, Journal of Contemporary Asia, 2014, vol. 44, no. 1, p. 36–63.
18. Rahman S. Broken Promises of Globalization: The Case of the Bangladesh Garment Industry, Plymouth, Lexington Books, 2014.
19. Tewari M. Adjustment in India’s Textile and Apparel Industry: Reworking Historical Legacies in a Post-MFA World, Environment and Planning A: Economy and Space, 2006, vol. 38, no. 12, p. 2325–2344.
20. Zhang M., Kong X. X., Ramu S. C. The transformation of the clothing industry in China, Asia Pacific Business Review, 2014, vol. 22, iss. 1, p. 86–109, DOI: 10.1080/13602381.2014.990204.
21. Fast Retailing Sustainability, URL: https://www.fastretailing.com/eng/sustainability/ (дата обращения 16. 05. 2022).
22. Forbes Global 2000, URL: https://www.forbes.com/lists/global2000/#668a987c5ac0 (дата обращения 14. 03. 2022).
23. H & M Group Sustainability, URL: https://hmgroup.com/sustainability/leading-the-change/transparency/supply-chain/ (дата обращения 03. 04. 2022).
24. Nike Manufacturing Map, URL: http://manufacturingmap.nikeinc.com/ (дата обращения 03. 04. 2022).
25. Porter M. The Competitive Advantage of Nations, New York, Free Press, 1990, 929 р., URL: https://correctphilippines.org/wp-content/uploads/2020/06/Competitive-Advantage-of-Nations.pdf (дата обращения 03. 05. 2021).
26. The Fashion Transparency Index 2020, Fashion Revolution, URL: https://www.fashionrevolution.org/about/transparency/ (дата обращения 14. 03. 2022).
27. United Nations Commodity Trade Statistics Database, URL: https://comtrade.un.org/ (дата обращения 03. 04. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Акимова В.В., Купцова М.А. Глобальные производственные сети в швейной промышленности Азии. Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2023;(3):68-81. https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.3.6
For citation:
Akimova V.V., Kuptsova M.A. Global production networks in the Asian garment industry. Lomonosov Geography Journal. 2023;(3):68-81. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.3.6