Методика изучения ментального туристско-рекреационного пространства по отзывам туристов (на примере Кировской области)
Аннотация
В современном мире одним из ключевых критериев эффективности организации отдыха и туризма становятся впечатления. На формирование впечатлений направлены усилия организаций туристско-рекреационного комплекса, выстраиваются сценарии туристских продуктов, туристы делятся впечатлениями в сети Интернет. Повышается актуальность изучения ментального туристско-рекреационного пространства с помощью новых методов цифрового анализа. Для оценки ментального туристско-рекреационного пространства целесообразно использовать метод текстового анализа, так как в отзывах туристов содержится фиксация эмоционального состояния, впечатления от взаимодействия с реальным компонентом туристско-рекреационного пространства. В статье представлен аналитический обзор научных подходов к изучению ментального туристско-рекреационного пространства, применения методов его оценки, анализа цифровых следов туристов, опыт применения текстового анализа к изучению отзывов туристов. Информационная база исследования формировалась из отзывов туристов и рекреантов с платформы Tripadvisor. Обработка базы отзывов и текстовый анализ осуществлялся с помощью программы PolyAnalyst. База данных состояла из 6300 отзывов. Осуществлялся расчет индекса тональности, извлечение ключевых слов и определялась связь терминов для определения ключевых атрибутов ментального туристско-рекреационного пространства. Проводился покомпонентный анализ индекса тональности и анализ его изменения с 2013 по 2021 г. Дополнительно был проведен географический анализ с выявлением территориальных особенностей восприятия туристско-рекреационного пространства городов Кировской области. Сделаны выводы о негативном восприятии транспортной инфраструктуры, природных объектов и рекреационных зон, благоустройства территории населенных пунктов Кировской области. Отмечено повышение доли негативных отзывов со временем. Результаты исследования могут быть использованы для устранения проблемных зон взаимодействия населения с компонентами реального туристско-рекреационного пространства и корректировки региональной туристской политики. Предложенная методика может быть применима для оценки ментального туристского пространства других регионов России и мира.
Об авторе
Е. В. КонышевРоссия
Исполняющий обязанности заведующего кафедрой социально-экономической географии Пермского государственного национального исследовательского университета; доцент, кандидат географических наук кафедры туризма и управления персоналом Вятского государственного университета
Список литературы
1. Александрова А.Ю. Изменение туристского геопространства в эпоху всеобщей мобильности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2020. № 2. С. 3–12.
2. Дусенко С.В. Структура и функция социального пространства туризма (социологический анализ): автореф. дис. … д-ра социол. наук. Хабаровск, 2014. 42 c.
3. Замятин Д. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 26–50.
4. Катаев М.Ю., Орлова В.В., Александрова Ю.К., Петров Е.Ю. Потенциал динамического подхода анализа данных // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 28. С. 636–646.
5. Конышев Е.В. Региональная туристско-рекреационная система Кировской области в туристско-рекреационном пространстве России // География и туризм. 2018. № 2. С. 26–29.
6. Мажар Л.Ю. Туризм в пространстве и времени: взгляд географа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 16–23.
7. Митягина Е.В., Конышев Е.В., Чернышев К.А., Сайфулин Э.Р. Цифровые следы выпускников вузов при исследовании миграции из регионов-доноров // Вестн. Томского гос. ун-та. 2021. № 467. С. 144–155. DOI: 10.17223/15617793/467/18.
8. Поросенков Ю.В., Худякова Т.М. Формирование отечественной рекреационной географии и проблемы социально-экономико-географических исследований рекреационной деятельности // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Серия: География. Геоэкология. 2009. № 2. С. 5–11.
9. Потапов И.А. Особенности туристского развития города Коувола (Финляндия) // Географический вестник. 2020. № 4(55). С. 181–189.
10. Рахманов А.Б. Структура привлекательности городов России: переночевать в Москве, погулять по Петербургу и поесть в Казани // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019а. № 49. С. 124–139.
11. Рахманов А.Б. Туризм и структура привлекательности мегаполисов Балтийского региона // Балтийский регион. 2019б. Т. 11. № 2. С. 73–93.
12. Соколова А.А. Виртуальное освоение и виртуальные образы региона (по данным Google Earth и Panoramio) // Известия Русского географического общества. 2010. Т. 142. № 6. С. 31–40.
13. Тарасенок А.И. Новые подходы к структурированию туристского пространства: от рекреационных районов к геоэкономическим системам // Вестник БГУ. Сер. 2. Химия. Биология. География. 2010. № 1. С. 95–98.
14. Шарыгин М.Д. Столбов В.А. Теоретико-методологические аспекты поиска законов и закономерностей в общественной географии // Географический вестник. 2020. № 1(52). С. 22–32. DOI: 10.17072/2079-7877-2020-1-22-32.
15. Шарыгин М.Д., Конышев Е.В. Туристско-рекреационное пространство: географические особенности формирования, территориализации и функционирования // Пространственная организация общества: теория, методология, практика: сб. материалов Международной научно-практической конференции, Пермь, 07–11 ноября 2018 г. / под ред. Т.В. Субботиной, Л.Б. Чупиной. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. С. 115–119.
16. Щекотин Е.В., Коварж Г.Ю., Гойко В.Л., Петров Е.Ю., Бакулин В.В. Оценка качества жизни населения регионов РФ на основе цифровых данных: методологические аспекты // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 3(38). С. 138–156.
17. Kowalczyk A. The phenomenology of tourism space, Tourism, 2014, vol. 24, no. 1, p. 9–15.
18. Lee J., Benjamin S., Childs M. Unpacking the Emotions behind TripAdvisor Travel Reviews: The Case Study of Gatlinburg, Tennessee, International Journal of Hospitality & Tourism Administration, 2020, DOI: 10.1080/15256480.2020.1746219.
19. Leung D., Law R., Hoof van H., Buhalis D. Social Media in Tourism and Hospitality: A Literature Review, Journal of Travel & Tourism Marketing, 2013, vol. 30:1-2, p. 3–22, DOI: 10.1080/10548408.2013.750919.
20. Liszewski S. Przestrzenie turystyki i ich transformacja we współczesnym świecie, Turyzm (Łodź), 2006, t. 16, z. 2, p. 7–19.
21. Nilashi M., Ibrahim O., Yadegaridehkordi E., Samad S., Akbari E., Alizadeh A. Travelers decision making using online review in social network sites: a case on Tripadvisor, Journal of Computational Science, 2018, vol. 28, p. 168–179, DOI: 10.1016/j.jocs.2018.09.006.
22. Nowacki M., Niezgoda A. Identifying unique features of the image of selected cities based on reviews by Trip Advisor portal users, Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism, 2020, vol. 20:5, p. 503–519, DOI: 10.1080/15022250.2020.1833362.
23. O’Connor P. Managing a Hotel’s Image on TripAdvisor, Journal of Hospitality Marketing & Management, 2010, vol. 19:7, p. 754–772, DOI: 10.1080/19368623.2010.508007.
24. Roshi E. Conjoint analysis and online forums on cultural heritage in Albania – analysing Tripadvisor reviews, European Journal of Economics and Management Sciences, 2018, no. 1, p. 3–14.
25. Sangkaew N., Zhu H. Understanding Tourists’ Experiences at Local Markets in Phuket: An Analysis of TripAdvisor Reviews, Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism, 2020, DOI: 10.1080/1528008X.2020.1848747.
26. Stoleriu O.M., Brochado A., Rusu A., Lupu C. Analyses of Visitors’ Experiences in a Natural World Heritage Site Based on TripAdvisor Reviews, Visitor Studies, 2019, vol. 22:2, p. 192–212, DOI: 10.1080/10645578.2019.1665390.
Рецензия
Для цитирования:
Конышев Е.В. Методика изучения ментального туристско-рекреационного пространства по отзывам туристов (на примере Кировской области). Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2022;(5):16-28.
For citation:
Konyshev E.V. Methods of studying mental tourist-recreation space basing on tourist reviews (case study of the Kirov region). Lomonosov Geography Journal. 2022;(5):16-28. (In Russ.)